Челябинка не согласилась переплачивать банку
Челябинка Юлия Бугаенко отстояла в суде право на цивилизованный возврат кредита.
Два года назад на рыке кредитования произошла революция. Но рядовой потребитель узнал об этом только сегодня. Речь идет о самой распространенной схеме погашения долгов по кредиту - аннуитетной. Суть ее в том, что сначала заемщик гасит проценты по кредиту и только после этого начинает уменьшаться «тело» основного долга. Банкам такая формула выгодна, ведь в их условиях есть пункт: даже в случае досрочного погашения кредита вы обязаны уплатить проценты за весь указанный в договоре срок. Именно поэтому девять из десяти банков, предлагающих ипотечные и потребительские кредиты, работают по аннуитету.
Потребители с этой практикой смирялись до тех пор, пока 13 сентября 2011 года Высший арбитражный суд не выпустил информационное письмо. Ссылаясь на судебную практику и на Гражданский кодекс Российской Федерации, Президиум ВАС разъяснил: проценты, являющиеся платой за пользование деньгами банка, подлежат уплате только за период с даты выдачи кредита и до даты его полного возврата.
К примеру, если вы взяли ипотеку на 30 лет, а с кредитной организацией рассчитались уже через 10, то и проценты банку должны заплатить только за 10 лет - то есть только за тот срок, в течение которого вы пользовались чужими средствами.
Законодатели быстро отреагировали на эту юридическую коллизию и в том же 2011-м внесли соответствующее дополнение в 809-ю статью Гражданского кодекса. А вот простые заемщики революции не заметили и покорно продолжают оставлять банкам свои кровные. При этом, по данным Центрального банка, ежегодно в стране досрочно гасится ипотечных кредитов на сумму до 180 миллиардов рублей!
Челябинка Юлия Бугаенко одной из первых восстала против такого положения вещей. Взяв заем на квартиру, досрочно рассчитавшись с кредиторами, она решила вернуть часть суммы. И у нее получилось.
- Свою «двушку» на втором этаже я купила в 2005 году. Взяла для этого кредит - 490 тысяч рублей. Он был рассчитан на 15 лет, но в 2010 году у меня появилась возможность кредит погасить. В банке же мне сказали, что мой кредит почти не уменьшился, так как все эти годы я выплачивала только проценты.
Молодая женщина внесла в кассу, сколько ей сказали, и из банка прямиком направилась в суд, который постановил: вернуть гражданке Бугаенко 150 тысяч рублей как «неосновательное обогащение» кредитовавшего ее банка. Окрыленная успехом, Юля подала иск еще и по поводу купленного ею в рассрочку автомобиля «Сузуки». И вновь Фемида встала на ее сторону.
Повлечет ли «челябинский прецедент» шквал обращений в суды? Не исключено, ведь что-то подобное наблюдалось, когда незаконными были признаны банковские комиссии. По крайней мере, банкиры напряглись.
Так, вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов рисует для своих коллег мрачные перспективы: по его мнению, лет через пять объем судебных тяжб граждан с банками по возврату процентов при досрочном погашении может превзойти суммы по возврату незаконных комиссий. А это значит, что рассчитывать на снижение процентных ставок по кредитам нам в обозримом будущем не придется: российские банки уже задумались о создании финансовой «подушки» на случай судов с «досрочниками».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве