Что делать обманутому покупателю?
В Челябинской области права потребителей нарушаются очень масштабно. Обманывают как посетителей небольших сельских магазинчиков, пришедших за материалом по заклейке окон, так и приобретателей квартир, машин и дорогих сотовых телефонов. Чтобы защитить свои права, нужно следовать нескольким простым правилам.
– В наше отделение поступил вал обращений по поводу продажи некачественных мультиварок, – рассказывает председатель Челябинского регионального отделения «Общества защиты прав потребителей» Руслан Закиров. – Покупатели жаловались, что приборы негерметичны или не работают совсем.
Типичность ситуации в том, что при устном обращении покупателя бракованной мультиварки к продавцу ее под разными предлогами пробуют забрать.
В большинстве случаев «разлука» товара с его приобретателем заканчивается тем, что сотрудники торговой точки приводят прибор в негарантийное состояние. Его могут залить чаем, «утопить», развинтить, окончательно испортить и снова собрать.
После подобных манипуляций дальнейшая экспертиза уже не может с уверенностью установить, кто именно испортил вещь, и присутствует ли фактор заводского брака.
Поэтому, по словам Руслана Закирова, в этой ситуации ни в коем случае нельзя передавать товар обратно продавцу.
Следует в двух экземплярах в свободной форме составить письменное заявление на имя руководителя торговой точки. С этими бумагами нужно прийти в торговую точку. Один экземпляр оставить ее представителю под подпись, которую тот поставит на втором экземпляре.
Если сотрудник отказывается принимать бумагу, тогда необходимо привести с собой свидетеля, который на вашей копии напишет, что такого-то числа видел, как вы передали заявление в торговую точку, а ниже поставит дату и подпись. У продавца есть 10 дней на удовлетворение законных требований покупателя. Если десятый день выпадает на нерабочий, то последним днем удовлетворения требований считается первый рабочий день. В случае неисполнения магазином просьбы нужно подавать заявление в суд.
– Ни один звонивший в общество пока не обратился в суд по поводу продажи мультиварок ненадлежащего качества. Либо смогли получить свои деньги обратно, либо не было желания судиться, – комментирует эксперт.
Подавать иск рекомендуется совместно с юристом. Но важно помнить, что юрист должен специализироваться именно в сфере защиты прав потребителей. Только он знает все тонкости гражданско-процессуального кодекса, разнообразных постановлений и судебной практики.
Помощь грамотного законника окупается.
По закону, недобросовестный продавец обязан выплатить потерпевшему покупателю сразу несколько сумм. Во-первых, неустойку: от половины процента в день до трех, в зависимости от договора. Во-вторых, стоимость бракованного товара. И, в-третьих, штраф.
В челябинской юридической практике известны выигранные дела, когда стоимость предмета спора – бракованного телефона – составляла 10 тысяч рублей, торговая компания очень сильно затягивала процесс, и в итоге неустойка составила 45 тысяч рублей. А покупатель получил 10 плюс 45 и еще штраф от этих 55…
По наблюдениям Руслана Закирова, последнее время потребители остаются недовольны и дорогими моделями телефонов, которые стоят 30-45 тысяч рублей.
Известен случай покупки некачественного плазменного телевизора, когда продавец отказался исполнять какие-либо «гарантийные обязательства», несмотря на ранее приобретенный клиентом сертификат «дополнительного сервиса». Для всех случаев единственно верным алгоритмом действий является путь от письменной претензии продавцу до суда.
Правда, во время прямой линии в общую картину не вписались два случая. Первый: челябинка пришла в аптеку, чтобы приобрести для своего ребенка лекарство «от заложенности носа», попросила капли. Ей продали за 400 рублей средство, но попав домой, она увидела, что средство, во-первых, не для детей, а, во-вторых, предназначено для более серьезных заболеваний. В этом случае судебное разбирательство будет связано с тем, что обе стороны должны будут обосновать свою позицию в суде.
Одна будет говорить, что устно описала требуемое лекарство. Вторая – что точно также устно довела всю информацию до покупателя. Хотя слова к делу не пришить, суд, скорее всего, склонится на сторону истца. Ведь провизор не сможет дословно воспроизвести свои слова, которые якобы произнес покупательнице во время реализации лекарства.
Другой нетипичный случай касается качества обслуживания. Челябинка зашла в магазин купить что-нибудь к чаю. Отдала деньги продавцу. Та сдала сдачу. Покупательница не пересчитала деньги, а на следующий день, когда снова появилась в магазине, продавец потребовала с нее 100 рублей. Она якобы дала ей накануне лишние деньги.
– Пусть доказывает по видеозаписи в суде, – резюмировал Руслан Закиров. – Кассу они сняли вчера. У них нет никаких доказательств, а поэтому никаких прав. Спокойно просите такого продавца подать в суд. Но никто ничего подавать не будет, потому что у продавца никаких доказательств нет.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве