Нейрохирурги Челябинской областной больницы сделали уникальную для России операцию

Нейрохирурги Челябинской областной больницы сделали уникальную для России операцию

Врачи удалили гигантскую опухоль через нос без трепанации черепа.

Сильные головные боли у электрика с 30-летним стажем Сергея Макарова из поселка Новогорный появились уже давно. Он снимал их анальгетиками. Вдруг у 55-летнего мужчины начался тяжелый эпилептический приступ. Бригада «скорой» с трудом привела его в чувство. Его направили в Озерск на компьютерную томографию. На томограмме врачи увидели огромную, размером с кулак или большое яблоко, опухоль в лобных долях.

Семья, жена и трое дочерей, была в шоке. Отца, который никогда ни на что не жаловался, отправили в нейрохирургию областной больницы на операцию. «Тут, на этой кроватке меня еще раз так хопнуло эпилептическим приступом, с трудом вывели», - рассказывает пациент.

- Причиной этих приступов и головных болей была менингиома - опухоль, растущая из оболочек мозга,- поясняет нейрохирург отделения, врач высшей категории Дмитрий Романюго.- Если ее не удалить, случился бы отек мозга и летальный исход.

Обычно такие операции выполняются открытым способом: нейрохирурги вскрывают череп. Это очень большая, кровавая, травматичная для мозга операция, последствия которой не всегда предсказуемы. Вот почему нейрохирурги выбрали альтернативный вариант. При эндоскопическом трансназальном методе инструменты вводятся через нос.

- Эндоскопией мы занимаемся давно, начинали с удаления грыж диска. Через нос удаляем аденомы гипофиза - больше 100 операций сделали. Хотелось нового, экстремального,- рассказывает ординатор нейрохирургического отделения больницы Константин Местер.- Такие операции по удалению опухолей через нос придумали в Америке. Автор метода - индус, профессор Амин Кассам. Вот мы и поехали к нему учиться в Индию, за три моря. Там проходил хирургический конгресс с его мастер-классом.

Летали, между прочим, за свой счет. Но остались очень довольны. Три дня, с утра до вечера, проходили тренинги, операции сначала на трупах, потом на живых людях. Экзотику Гоа увидеть толком не довелось - осваивали новые техники. И вот теперь использовали их для спасения больного.

Сначала высокоскоростной дрелью убрали носовую перегородку и решетчатые кости. Через ноздри ввели эндоскопический инструмент и подобрались к опухоли с ее дна, снизу.

- То есть мы зашли с тыла и начали убивать опухоль в зародыше, отключая кровообращение прямо у ее основания. При этом структур мозга не касались вообще.

Здесь нейрохирургов ждала неожиданность: опухоль оказалась очень плотной. Откачать ее или просто выдернуть оказалось невозможным - больной бы тут же погиб. Пришлось аккуратно вылущивать ее из черепа, потихоньку отщипывая по кусочку, постоянно прижигая, чтобы избежать кровопотери.

Кропотливый процесс занял у нейрохирургов Константина Местера и Дмитрия Романюго почти восемь часов. Целый рабочий день не выходили они из операционной.

- Это как игра на рояле в четыре руки, - говорит нейрохирург Константин Местер. - Когда профессионалы играют одинаково слаженно, тогда и мелодия получается. Так и в операционной. Если ассистент понимает хирурга с полуслова и всегда знает, как и куда ставить эндоскоп, тогда успех гарантирован, что, собственно, у нас и получилось.

Уже вечером после операции пациент был в сознании. На следующий день его перевели из реанимации в общую палату.

Сегодня он ест, пьет, гуляет и охотно общается с журналистами:

- 6 сентября у меня день рождения, 56 лет исполнилось. А 3-го, когда была операция, получается, я заново родился. Откровенно говоря, я знать не знал ни про какую уникальность. Операция и операция, а уж какая - врачам виднее. Главное - чувствую себя хорошо. Голову только пока «обносит».

- Таких пациентов у нас довольно много,- комментирует нейрохирург Дмитрий Романюго.- 20-30 операций в год теперь можно делать этим способом. Преимущества его очевидны: на второй день больной ходит, на третий-пятый выписывается из больницы без неврологических дефектов с благоприятным прогнозом. Куда уж лучше? Это наш подарок к 75-летию родной больницы.

Добавим: подобная операция в Швейцарии стоит 150 тысяч евро. У нас она выполнена по федеральной квоте и оценивается много скромнее - в 190 тысяч рублей. Для Сергея Макарова она была абсолютно бесплатной. Тем более что он - безработный, стоит сейчас на бирже труда. И очень надеется, что теперь благодаря хирургам сможет снова вернуться к активной жизни, к работе.

VK31226318