Бюджетникам правительство запланировало бедность
Событием недели стало заявление министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он сказал, что ситуация в хозяйстве страны худшая со времен начала кризиса 2008 года. Темпы экономического роста ниже среднемировых. Учитывая, что разговоры о плохом у нас часто приравнивают к паникерству, слова министра можно назвать поступком. Интересно спрогнозировать его последствия: не для Улюкаева - для нас.
Как мы проспали прошлый кризис
Руководитель научно-образовательного центра при Уральском отделении Академии наук Сергей Гордеев действия члена правительства считает логичными:
- Продолжать твердить об экономическом росте при том, что уже на следующий год запланировано падение благосостояния всех бюджетников, было бы странно, - говорит он. - Зарплата расти не будет. Следовательно, при существующей инфляции финансовые возможности людей сократятся. Минимум - на пять процентов.
Словами нового министра, не отвечающего за действия предшественников, руководство страны объясняет, почему это произойдет.
Дела в экономике страны плохи, и власть впервые с 2008 года признает это публично. Сам факт признания содержит две новости. Хорошая (ее отмечает С. Гордеев) в том, что руководство готово впредь соотносить свои цели (читай - обещания) с возможностями. Плохая - отвечать за предвыборные посулы будет не власть, а те, кто ее речам верил и ждал лучшего. Проблемы с зарплатой педагогов - первое тому подтверждение.
Опыт пятилетней давности показывает: за пробудившейся откровенностью высоких чинов обычно следует обвал. Следует ли его ждать в экономике сегодня?
- В 2008 году кризис был взрывным, падение резким, - комментирует С. Гордеев. - Сегодня мы переживаем медленный спад.
То есть, можно с облегчением выдохнуть.
- Но проблема в том, что причины этого спада копились последние три года, - продолжает эксперт. - Если мировая экономика в период кризиса структурно перестроилась, то в нашем хозяйстве адекватной реакции на перемены не произошло.
По словам эксперта, структурная перестройка предполагает, по меньшей мере, отказ от неэффективных затрат. У нас и этого не происходит. Реально действующий бюджет до сих пор считается вполне приемлемым. Хотя такая «статья расходов», как коррупция, исчисляется миллиардами долларов.
Система управления после встряски 2008 года и последующего успокоения продолжала жить, как обычно. Более того, увеличивала траты «на благо народа», не особо заботясь о том, куда и кому на практике перепадают деньги. Казалось, цена на нефть все стерпит, но чуда не произошло.
- Главный вопрос в том, повысилась ли способность России конкурировать на мировом рынке, причем в более жестких условиях, - продолжает С. Гордеев. - К сожалению, ответ очевиден. А внутреннее потребление (когда в пределах страны покупаются товары отечественного производства) пока настолько ничтожно, что не может быть стимулом экономического развития.
Новая «продразверстка»?
На днях губернатор Михаил Юревич, критично оценивая экономику региона, призвал муниципальных глав искать доходы. Например, за счет повышения налога на землю, актуального для местного бизнеса.
- Вариант абсолютно бесперспективный, - говорит С. Гордеев. - Местные предприниматели, как правило, ориентированы на обслуживание местного же населения. Именно оно им платит за услуги.
А если у клиентов нет денег, откуда его возьмет бизнес? Соответственно, дополнительная налоговая нагрузка приведет к тому, что некоторые предприятия закроются. И это может быть еще одним стимулом покинуть регион.
Эксперт обращает внимание на то, что из нашей области наблюдается большой отток капитала не за рубеж даже, а в другие края России. Получается, мы теряем конкурентные преимущества даже внутри своей же страны. Экономист называет несколько причин. Первое - металлургическая отраслевая монополия. При ее наличии всегда есть соблазн отложить появление альтернативных производств на потом. Второе - инфраструктура. Она до сих пор не развита.
- Денежные вливания в энергетику, которые мы видим, направлены на снижение себестоимости энергии, но не на увеличение мощностей, - подчеркивает эксперт. - То есть это ограничивает перспективы развития нового производства. А нужно учесть, что бизнес национального масштаба (именно он может вложить стратегически важный для региона капитал) очень гибкий. И уходит туда, где видит дополнительный плюс.
Но самое главное в том, что в области нет предсказуемой региональной политики. А риски беспокоят всегда.
К постепенной, но неуклонной смене институтов госуправления власть приступает пока робко и не всегда последовательно.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве