Беженцам на Урале холодно
Когда начались боевые действия на Юго-Востоке Украины, челябинские активистки из «Союза женщин» связались с коллегами из приграничных территорий, спрашивая, чем помочь. Тогда они еще не предполагали, сколько работы у них будет здесь, у себя дома, в Челябинской области.
Июль, август и первую половину сентября в «Союзе женщин» вспоминают, как страшный сон. Областной штаб, который возглавил губернатор Борис Дубровский, определил для них поле деятельности так: «горячая линия». Здесь было поистине горячо, как на передовой линии фронта. С утра и до вечера - столпотворение людей, бежавших от минометных обстрелов, преследований, от войны. Среди беженцев - дети, старики, инвалиды. Многие - насмерть испуганные, без вещей. Телефон «горячей линии» не умолкал, звонил в любое время суток. За это время небольшая группа женщин приняла около трех тысяч беженцев. Людям отвечали на простые вопросы, где найти жилье, как получить медицинскую помощь, приобрести молочную смесь и прочее. Помогали в оформлении пакета документов, необходимых для получения правового статуса, выдавали небольшую сумму денег. Откуда их взяли? По инициативе фонда «Родная» обратились к населению с просьбой о перечислении денег в помощь украинцам. В итоге собрали около трех миллионов рублей. Но эту материальную помощь выдавали, можно сказать, по капельке. Каждый беженец получил по тысяче рублей. И все.
- Хорошо, что сразу все не раздали, - говорит Нина Терентьева, заместитель председателя областного Союза женщин. - Ну, что можно приобрести на тысячу рублей при рождении ребенка?
А здесь на Южном Урале у беженцев родилось уже шестеро детей. Молодые родители получили в подарок по пять тысяч рублей. Тоже, конечно, мало.
Каждого человека в Союзе женщин надо было зарегистрировать, а выплату оформить. Кроме того, раздать гуманитарную помощь, которую несли люди: постельные принадлежности, моющие средства, игрушки и прочее. Без волонтеров здесь не справились бы.
Отдельное спасибо говорят Любови Головоненко. Сообразила, что чай для уставших в дороге людей разрядит обстановку в офисе. Привезла большую коробку печенья, сахар, пакеты с чаем. Атмосфера сразу же потеплела. Люди отогревались чаем и изливали душу, рассказывая о пережитом ужасе.
А далее беженцев ждали пункты временного размещения или временного проживания. Но лето прошло, и помещения, принадлежащие системе образования, надо было освобождать. Сегодня уже нет таких пунктов в Каштаке, на улицах Воровского и Победы в Челябинске. Где же беженцы? Как им живется сегодня?
- Тяжеловато, - признается Валентина Дегтяренко. Она приехала в Челябинск с мужем и пятью детьми из Луганской области. Старшему ребенку 13 лет, младшему - год. Один ребенок - в школе, остальные - с матерью. Муж устроился на завод. Но почти все, что он зарабатывает, семья отдает за жилье.
- Сняли квартиру на улице Героев Танкограда , - рассказывает Валентина. - Платим за нее ежемесячно 16 тысяч рублей.
Валентина сама готова подрабатывать по вечерам часа по три-четыре. Но такой работы рядом с домом нет. А детей дома одних надолго не оставишь.
В квартире, где живут Дегтяренко, на полу лежат два матраса. Есть еще один стул. Вот и вся мебель.
Жалуются на дороговизну съемного жилья и другие беженцы. Как только в Челябинске поднялся спрос на жилье, выросла и цена.
- Нашли квартиру за 14 тысяч рублей, - рассказывает Лидия Соловьева. - Прошел месяц, а хозяин уже поднял плату до 18 тысяч рублей. Побойтесь, Бога, говорю. Дайте нам хоть немного встать на ноги.
Многие беженцы не выдерживают, и уже готовы вернуться домой. Поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос об отправке беженцев на родину. Но большинству из приехавших с Украины людей и возвращаться некуда. Дома разбиты, имущество разграблено.
Чтобы меньше платить за жилье, люди заселяются по две - три семьи в одну квартиру. Собираются кучкой родственники.
Лилия Горбунова, например, с двумя детьми и мужем живет в одной квартире с семьей своей сестры. Под одной крышей - восемь человек.
А в квартире, где поселилась Виктория Петегерич - три семьи. Все - ближайшие родственники.
- Слава Богу, мама приехала, - радуется Виктория. Об историю Виктории Петегерич «Челябинский рабочий» уже рассказывал в статье «Из Краматорска выбрались чудом» 2 июля 2014. Она приехала в Россию, спасая от войны старшего сына, 16-летнего Марка. Всего год назад умер ее младший сын Саша. Мальчик не дожил до 12 лет один месяц. Но причиной смерти стала не война. Виктория тогда ничего не могла сделать. По ее словам, потерю второго сына она просто не переживет. Спасаясь от обстрелов, поехала с Марком в никуда, к мало знакомым людям. Потом из Ростова в Челябинск прибыла и сестра с семьей. Последней до дочерей добралась их мать, Тамара Петегерич.
- В пути под Харьковым поезд обстреляли, - рассказывает Виктория.- Снаряды попали в 13-ый вагон, а мама ехала в 9-ом. До сих пор не придет в себя. Кричит по ночам во сне.
Женщина слушает дочь, в разговор не вступает.
- Она пока всего боится. Думает, что ее здесь найдут и убьют. У меня самой два месяца такое же было чувство, - объясняет Виктория.
Многие беженцы рассказывают о себе и о том, что происходит на Юго-Востоке Украины неохотно. Война страшнее пожара. Когда сгорел дом, человек остается на привычном месте в кругу друзей и близких людей. А здесь, в Челябинске, для беженцев пока все чужое.
Не просто переносят они и акклиматизацию. Как только выпал снег, начались простуды.
- Как же у вас тут холодно, - говорит Тамара Петегерич.
Я уезжала при температуре плюс двадцать градусов. А тут минусовая температура.
Но, по мнению уральцев, морозы еще и не начинались.
«За любую работу возьмусь, но только в тепле», - слышала я от беженцев. Понять их можно. Ведь зимних вещей у многих нет. И купить их пока что не на что.
А где же гуманитарная помощь, может спросить осведомленный читатель. Ведь люди несли в пункты приема обувь, одежду и многое другое. Она дошла не до всех. Более пятидесяти человек предложили беженцам свое жилье бесплатно, от компаний поступило более 60 приглашений на работу. Эти примеры греют. Приятно знать, что не перевелись еще на уральской земле отзывчивые люди. Есть и государственная программа поддержки вынужденных переселенцев. 500 человек уже получили подъемные. Но ведь беженцев в Челябинской области уже более семи тысяч человек. Не у всех все гладко с работой. Виктория, например, быстро ее нашла. Устроилась кассиром в магазин «Красное белое». Показала себя трудолюбивой, ответственной. Но ее перевели в другой магазин с проблемами. А там завелся нечистый на руку человек. Пришлось уволиться, чтобы не платить за недостачу.
Пока не до работы и Лилии Горбуновой. Ее малышке - десять месяцев, а старший пятилетний сын - диабетик. Запас инсулина - на два месяца. Тест-полоски и иголки для семьи стоят дорого. С этой проблемой в одиночку женщине не справиться. Помощь нужна и другим беженцам.
Недавно в «Союз женщин» обратились опять две семьи из Донецкой и Луганской областей. Одна прибыла с ребенком, другая - с бабушкой. И людям даже хлеба не на что было купить. А фонд уже опустел. Поэтому «Союз женщин» снова обращается с просьбой к населению - отправить SMS на номер 7522 , набрав слово «Урал» и сумму в рублях (к примеру, 100) для перечисления.