Не свернули бы новую жизнь...

Не свернули бы новую жизнь...

80-летний житель села Мсулюмово написал письмо президенту РФ.

Он прожил долгую и нелегкую жизнь, о чем рассказал в своем письме, адресованном Дмитрию Медведеву. Совсем непросто уложить длинную биографию коренного жителя села Муслюмово Хаерислама Саляхова на одной страничке. А длиннее писать нельзя, у главы государства времени мало. Гораздо важнее уделить внимание тому, что сегодня тревожит старейшего имама мечети села Муслюмово. Слова про жизнь и награды он включил в текст для того, чтобы президент понял, что письмо ему пишет уважаемый человек.

«Только в последние годы стали обращать внимание на людей, пострадавших от аварии на химкомбинате «Маяк», - пишет Хаерислам Хаеритдинович, имея в виду запуск программы отселения жителей села Муслюмово. - В настоящее время построено много благоустроенных жилых домов. Об этом мы мечтали всю жизнь. Построена школа на 200 учащихся, детский садик на 55 мест. Заканчивается строительство бассейна…»

После перечисления знаменательных событий этого года, автор перешел к главному:

«Дмитрий Анатольевич, но в связи с кризисом и непростой экономической ситуации в стране жители нашего села, да и района в целом, обеспокоены тем, что все эти добрые дела, в том числе, мероприятия по решению экологических проблем, могут быть приостановлены».

На решение «муслюмовской» проблемы отселения на экологически безопасную территорию, понадобилось 50 лет. Именно в юбилейный год трагедии проекты и обещания приобрели практические действия. Поначалу муслюмовцы отнеслись к программе с недоверием. Сегодня новоселы радуются новым, комфортным домам. Своей очереди ждут еще порядка 80 семей. Последние события из жизни мировой экономики вновь посеяли сомнения.

- Вот эти все дома должны снести под ноль, - рассказывает глава муслюмовского сельского поселения Фарит Курмашев по дороге из старого Муслюмово в микрорайон, которые местные жители называют Новомуслюмово. - Когда-нибудь на месте этих домов будет густой лес, и люди сюда даже не будут заходить. А сейчас детишки летом все равно в реке купаются. Знают, что нельзя, остановиться не могут. У вас Миасс - грязный. В Тече вода прозрачная, она манит. И рыбы в ней очень много.

Наверное, не просто расставаться с малой родиной. Но в Муслюмово люди жили под дамокловым мечом осознания присутствия радиоактивного следа. Если о нем забывали, то непременно находился кто-то, кто напоминал и сгущал краски. Тема давила на психику. Безысходность, обида, а потом депрессия - люди устали.

А переселение - это новая жизнь. Настроение у сельчан совсем другое. «Новосельные» заботы по обустройству хозяйства вызывают радость. А еще есть горячая вода, ванна и туалет в доме. И печку топить не надо. Что еще человеку нужно для счастья? Новомуслюмово всего-то в трех километрах от старого места, а картина совсем другая.

- А его нет дома, - сообщил мужчина, что-то прибивавший молотком на веранде нового коттеджа Хаерислама Саляхова. - Уехал в Кунашак, в регистрационную палату.

Хорошо, когда расстояния небольшие. 15 минут - и мы у регистрационной палаты районного центра, где хозяин коттеджа оформляет права собственности на новый дом. Там мы поговорили и о жизни, и о селе, и о том, что побудило Хаерислама Саляхова написать это письмо президенту РФ. Дедушка Саляхов в свои без малого 80 лет выглядит очень даже неплохо. Проработавший всю жизнь водителем, он и сейчас иногда рассекает по сельским дорогам на машине. Глаза становятся грустными только тогда, когда он вспоминает войну. С 14 лет после семилетки он начал работать. Семья большая, даже мороженой картошки, заплаченной за трудодни, не хватало.

- Это сейчас, - говорит Хаерислам Хаеритдинович. - молодежь рожает по одному - два ребенка. Я вырос в семье, где родилось десять детей, выжило семь. У нас с женой родилось пятеро, осталось трое. Когда много детей - жить весело. Сейчас еды хватает, а рожать стали меньше.

- А внуков у вас сколько?

- Считать надо, - дедушка Саляхов, улыбаясь, стал загибать пальцы, перечисляя имена. - Десять внуков и два правнука, - подвел он итог.

- Богатый!

- Только этим и богат, другого ничего не нажил.

- И жена, наверное, у вас хорошая.

- Старая, - опять, улыбаясь, ответил имам.

Халим Хаеритдинович вспомнил тот самый 1957 год, когда произошла авария на «Маяке». В селе услышали грохот, но никто тогда не понял, что именно произошло. Он участвовал в ликвидации последствий этой аварии. В новый поселок заехал в числе первых.

- Я думала, что письмо написал человек, который до сих пор живет на старом месте, а вы же переехали, собственность сейчас оформляете, вам это зачем?

-Мы с соседями всегда дружно жили. Вместе все беды переживали. Я хочу, чтобы все переселились на новое место. Переживаю за каждую семью.

- Ну да, они же и в мечеть к вам приходят молиться?

- Молодые приходят. А те, которые из коммунистов, нет.

- А в целом вы довольны, как прожили свою жизнь?

- Тяжело было и голодно, а сейчас все хорошо, можно еще пожить.

После разговора, Хаерислам Саляхов взял свою сумочку с документами и пошел снова в очередь в регистрационную палату. А мы с Фаритом Нусратовичем поговорили об удивительном поколении дедушки Саляхова. Они жизнелюбивые, стойкие, больше радуются, нежели злятся на проблемы. Написав это трогательное письмо президенту, он искренне верит, что оно обязательно поможет его односельчанам решить очень трудный вопрос.

Муслюмовцы переживают за будущее - имам не может при этом сидеть, сложа руки. Он сделал для села то, что смог. Как знать, может это письмо и правда поможет, тогда кризис не отбросить отселение оставшихся семей еще на 50 лет.

- Фарит Нусратович, а чего это он свою жену старухой назвал?

- Она его на год старше, - засмеялся муслюмовский глава. - Он так шутит. Просто у человека в 80 лет с юмором все в порядке. Хороший он человек, у нас его уважают.

VK31226318