Кто гасит свет?
В последнее время в области много говорится о повышении энергетических тарифов. Памятуя о приближающихся мартовских выборах мэра и депутатов городской Думы, особенно резкие оценки высказывают руководители Челябинска. Градус обсуждения настолько высок, что власти областного центра обвинили руководителя Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (ЕТО) в сговоре с энергетиками. MediaЗавод.ру решил выяснить, что происходит с тарифами, и обратился за разъяснениями к руководителю ЕТО Сергею Образцову.
— Сергей Юрьевич, давайте начнем с того, на какие жилищно-коммунальные услуги тарифы устанавливают муниципальные образования, а на какие — ЕТО?
— Тарифы на все жилищные услуги (содержание и ремонт жилья, вывоз мусора, обслуживание лифтов и т.п.), а также водоснабжение и водоотведение утверждаются муниципальными образованиями. В Челябинске, например, этими полномочиями наделена городская Дума. Они же утверждают и нормативы потребления на отопление, горячее и холодное водоснабжение, вывоз мусора. Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» в соответствии с федеральным законодательством утверждает тарифы на природный газ (только для населения), электрическую и тепловую энергию. В компетенции ЕТО также утверждение предельных индексов изменения платежей граждан за жилищные и коммунальные услуги.
— Какова методика расчета на содержание жилья?
— Утвержденной на федеральном уровне методики расчета тарифов на содержание жилья нет. Они определяются на основании расчетных калькуляций затрат с учетом фактического использования поступивших средств. Кстати, Челябинск — единственное муниципальное образование области, которое ни разу не направляло в ЕТО калькуляцию затрат на содержание жилья. Объявленная «прозрачность» тарифа на деле ограничивается информацией о проценте его повышения относительно предыдущего года. Эта плата выросла в 2006 году на 18,7 процента, в 2007 году — на 17 процентов, в 2008 году — на 16. А ведь она не включает ни топливо, ни другие энергоресурсы. Официальный уровень инфляции составил за 2006 год 9 процентов, за 2007 год — 11,9 процента.
Мало того, в 2008 году городские власти объявили, что теперь тариф на содержание жилья не включает стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение подъездов и дворов и работу лифтов, и ее население должно оплачивать отдельно. А управляющие компании только за снятие показаний счетчиков запросили четыре процента стоимости электроэнергии. До 2008 года эту электроэнергию оплачивали ЖЭУ.
До недавнего времени спикер гордумы Сергей Комяков неоднократно заявлял, что тариф на содержание жилья в Челябинске сильно занижен. В марте 2008 года в ЕТО поступило письмо Петра Конарева, заместителя мэра Михаила Юревича, о необходимости доведения платы за жилое помещение в 2009 году до 26 рублей 80 копеек за квадратный метр (рост более чем в два раза).
Теперь, накануне выборов, Юревич принял решение не повышать тарифы на содержание жилья. Однако не следует забывать, что еще в прошлом году Комяков неоднократно объяснял, что жилищные услуги будут предоставляться ровно в том объеме, в каком будут оплачены. Во многих домах уже сейчас подъезды не моются, дворы не убираются. По словам первого вице-мэра Сергея Давыдова, Челябинск утонет в мусоре. Он и тонет. В более чем половине обращений граждан города в правительство Челябинской области с просьбами дать разъяснения по тарифам содержатся жалобы на низкое качество обслуживания.
А вот абсурдное решение об оплате лифта жителями первых этажей городская Дума приняла, ссылаясь на Жилищный кодекс. А кто, как не глава города, должен добиваться внесения изменений в Жилищный кодекс, исправления явно нелогичного положения законодательства.
— Из чего складывается тариф на отопление и горячее водоснабжение?
— Тариф на отопление одного квадратного метра общей площади жилья (если нет теплосчетчика) определяется путем умножения стоимости одной гигакалории тепловой энергии на норматив потребления тепла на отопление этого квадратного метра. Стоимость гигакалории утверждается Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» один раз в год на основании Методики, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам и единой для всей России.
Стоимость тепловой энергии, производимой на крупных электростанциях (более 85 процентов всего тепла, потребляемого городом Челябинском), полностью определяется Федеральной службой по тарифам. Что касается котельных, то от 50 до 70 процентов их тарифа составляет стоимость топлива. Остальное — затраты на ремонт оборудования, содержание тепловых сетей, заработная плата персонала, налоги. Кстати, немалую долю в тарифах муниципальных котельных составляет арендная плата, устанавливаемая администрацией города Челябинска.
В течение года стоимость гигакалории в соответствии с законодательством не может меняться и не меняется. А вот норматив потребления тепла утверждает Челябинская городская Дума. Согласно правилам установления нормативов, они могут меняться не чаще одного раза в три года на основании анализа фактического расхода тепла. Однако городским чиновникам и депутатам закон не писан. В 2006 году решением Челябинской городской Думы были установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление одного квадратного метра жилья по месяцам отопительного периода — с октября по май, которые в сумме дали годовой норматив в размере 0,2472 Гкал на один квадратный метр. Если соблюдать требования действующего законодательства, а точнее, «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, следующий пересмотр нормативов должен был произойти не ранее осени 2009 года. Однако уже в октябре 2007 года Челябинская городская Дума своим решением утверждает новые, более высокие нормативы потребления тепловой энергии на отопление одного квадратного метра жилья, увеличивая тем самым годовой норматив до 0,264 Гкал на квадратный метр.
Именно это привело к тому, что с 1 января 2008 стоимость одной гигакалории тепловой энергии, оплачиваемой населением города Челябинска, выросла на 22 процента, то есть в пределах, определенных Федеральной службой по тарифам, а реальный платеж жителей Челябинска за отопление увеличился, если считать в среднем по году — на 30,3 процента.
Еще один факт манипулирования нормативами потребления администрацией города Челябинска. В 2007 году, когда отопительный сезон начинался и заканчивался раньше плановых сроков, а население начинало требовать перерасчета платежей за отопление, гражданам объясняли, что нормативы рассчитаны на основании средних многолетних данных и не должны зависеть от конкретной даты подачи тепла. То есть сейчас вам перерасчет не положен, зато, когда случится особо холодный год, с вас и не возьмут больше нормативного. Что же на практике? Стоило в 2008 году холодам начаться чуть раньше, городская власть тут же дала добро на предъявление дополнительной платы за отопление в сентябре, хотя сама же утвердила нулевой сентябрьский норматив.
Что касается тарифа на горячую воду, то он (при отсутствии счетчика расхода воды) определяется путем умножения стоимости гигакалории на норматив потребления горячей воды одним человеком в месяц. И этот норматив в размере 3,6 кубометра (120 литров на человека в сутки) также утвердила Челябинская городская Дума.
— Какие меры предпринимаются для сдерживания роста тарифов?
— Все прогнозы роста тарифов сделаны в докризисный период. Сегодня все понимают, что необходимо сделать все возможное, чтобы влияние кризиса было минимальным для экономики страны, области и, в первую очередь, для населения.
ЕТО еще в начале октября получил от губернатора Челябинской области поручение снова проанализировать все тарифы и сделать их минимальными, насколько возможно. В соответствии с этим поручением у первого заместителя губернатора Владимира Дятлова проведено совещание с участием энергетических компаний области, на котором принято решение исключить из тарифов все инвестиции. Все составляющие затрат планируются с ростом ниже инфляции.
Жестко ограничен рост заработной платы в сфере коммунальных услуг при расчете тарифов на 2009 год.
Муниципальным образованиям области рекомендовано рассмотреть возможность снижения тарифов для населения путем утверждения планово убыточных тарифов для муниципальных предприятий, оказывающих услуги теплоснабжения и водоснабжения, и компенсации убытков этих предприятий из местных бюджетов.
Однако, как уже сказано, решающими являются факторы, не регулируемые на уровне области. В федеральное правительство направлены обращения от правительства области, Законодательного Собрания, федерации профсоюзов области с предложением заморозить цены на топливно-энергетические ресурсы.
ЕТО, со своей стороны, направил в ФСТ обоснованные предложения по снижению стоимости транспортировки природного газа по газораспределительным сетям и по снижению платы за снабженческо-сбытовые услуги.
В случае положительного решения этих вопросов на федеральном уровне тарифы на коммунальные услуги в области также будут заморожены.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве