Крыша с гарантией

Крыша с гарантией

В минувшем году южноуральцы первыми из россиян пережили ремонт собственных домов, сделанный с использованием государственных денег. Эксперимент специалисты всех уровней считают удавшимся. Тем не менее качество латания дыр в кровле, замены труб, отделки фасадов и подъездов объективно можно оценить лишь спустя несколько месяцев после ухода строителей. Начальник государственной жилищной инспекции по Челябинской области Сергей Нажипов рассказал, что делать, если результат ремонта не выдержал испытание погодой.

Как «накрыть» кровельщиков?

— Сергей Григорьевич, как же быть, если пережившая ремонт крыша ближайшей весной даст течь?

— В договорах на ремонтные работы между управляющей компанией, подрядной организацией и жителями предусмотрен год гарантии. Но мы добились увеличения этого срока до трех лет. Причем продление касается даже тех, кто заключил годичный договор. Если дефект проявляется до истечения срока гарантии, то подрядчики устраняют неисправность за свой счет.

— А если гарантийные сроки в договоре вообще не прописаны?

— С помощью нормативных актов, которые существуют в Российской Федерации, все равно можно добиться гарантийного ремонта. Но лучше, если нужный пункт в договоре все-таки есть.

— Подрядчика после ремонта надо еще найти.

— Это нетрудно. В нашей инспекции ведется полный реестр ремонтируемых домов. Есть данные о тех, кто непосредственно производил работы, их курировал и теперь несет административную и материальную ответственность за качество.

— Даже если найдете, где гарантия, что у него будут деньги на исправление дефекта? Судебные тяжбы с последующим участием приставов — процесс длительный. А при неработающем отоплении или текущей крыше ждать как-то неуютно.

— Есть механизмы страховки от подобных ситуаций. Мы следим, чтобы ремонтом занимались организации с приличным уставным фондом, солидной материальной базой. К тому же достоверно известно: учредителями компаний являются далеко не бедные люди. Для подстраховки изучаем даже квалификацию строителей. Следим, чтобы одни и те же бригады не использовались разными подрядчиками. Иначе может получиться так: юридических лиц на рынке достаточно, а реальных рабочих рук мало. Кстати, при реализации программы капитального ремонта мы столкнулись с проблемой: кадров строительных профессий для качественного выполнения работ в таких масштабах не хватает. Их растеряли в последние 15 лет.

Активность рубль бережет

— Тем не менее объемы капитального ремонта в наступившем году планируется увеличить вдвое. Отрасль выдержит?

— Безусловно. Во-первых, за год система взаимодействия между структурами власти, управляющими компаниями и подрядчиками обрела четкость. Это важно в том числе и при распределении трудовых ресурсов. Во-вторых, кризис переориентирует кровельщиков, сварщиков, других специалистов с приостановленных из-за безденежья новостроек на капитальный ремонт домов. Найти достойных людей будет даже проще, чем в прошлом году, а качество работ повысится. Ремонтом займутся не «летучие», хотя и квалифицированные бригады, а вполне сложившиеся строительные коллективы.

— В начале прошлого года было опасение, что многозвеньевая цепочка капитального ремонта — от собственника квартиры до государства — где-нибудь порвется. Либо пятипроцентный взнос жильцы не соберут, либо федеральные деньги не дотянут до конкретного подъезда.

— Ничего этого не произошло. Кстати, один из итогов проведенной кампании — грамотно оформленные отношения между всеми звеньями. Но самое главное — возродилась активность жильцов. Они требуют отчеты, сметы, сами дополнительно приглашают независимых инспекторов, хотя помимо Госжилинспекции качество ремонта оценивают министерство строительства области, Госстройнадзор. Причем это не формальная оценка. На некоторые объекты нам приходилось выезжать неоднократно. Замечательно, что и жильцы заинтересованно участвуют в контроле.

— Как в целом вы оцениваете работу управляющих компаний и подрядчиков?

— На мой взгляд, наша совместная работа уже сегодня позволяет заявить о формировании качественно новой современной отрасли, способной решать важные государственные задачи. Я благодарен коллегам за плодотворное сотрудничество в 2008 году и безаварийную работу в период длительных зимних праздников.

Как добиться гарантийного ремонта

При обнаружении дефекта старший по дому или подъезду обращается с заявлением в управляющую компанию. Компания предъявляет рекламацию подрядчику. При отказе устранить неисправности в короткий срок можно пожаловаться в контролирующие инстанции, в том числе в Госжилинспекцию.

VK31226318