Урок не пошел впрок

Урок не пошел впрок

В Карабаше вновь неспокойно. На этот раз перчику в непростую жизнь горожан добавили котельщики местного участка ОАО «Челябоблкоммунэнерго» (ЧОКЭ). Предпраздничная суета в канун Нового года отошла у жителей города на второй план. На первый вышли проблемы посерьезнее, чем нарезка салатов и сервировка стола. 30 и 31 декабря то и дело отключались свет, вода, сотовая связь и отопление. В темноте и холоде не до праздников. Электро- и водоснабжение восстановили, а проблемы теплоснабжения остались не решенными до сих пор.

Как на пороховой бочке

По информации теплоэнергетиков, на двух участках центральной тепловой магистрали образовались свищи. Для ликвидации аварии дважды останавливалась главная котельная, снабжающая калориями большую часть города. В результате разрывов трубопровода возникла значительная потеря теплоносителя. Аналогичная ситуация уже была в феврале 2001 года. Тогда дырявые теплосети стали причиной настоящей коммунальной катастрофы. Котельная не могла восполнить потери воды в сетях, и ее пришлось остановить. Вначале замерзли внутриквартальные коммуникации. Затем начали лопаться трубы и батареи в домах. В квартирах стояла такая же стужа, как и на улице. Люди запасались «буржуйками», переезжали на дачи либо к родственникам в частные дома. Три недели город оставался без отопления.

Область направила тогда в Карабаш десятки монтажных бригад, средства и материалы. Были проложены километры новых теплотрасс, заменены сотни батарей отопления. Карабашцы до сих пор с ужасом вспоминают это тяжелое время. Угроза повторения этого кошмара пугает жителей больше, чем кризис.

Однако никто не может дать гарантии, что подобное ЧП не случится вновь. Аварийный участок теплоцентрали не заменили — залатали хомутами (железными заплатками, которые закрепляют на дырявой трубе на месте свища). На этом ремонтные работы закончились. Полностью возникшую в трассе течь заделки не устранили, но горячей воды стало утекать меньше.

По мнению специалистов, такой ремонт — лишь временная мера. Это как пороховая бочка, которая может рвануть в любое время (как правило, в самое неподходящее).

Однако котельщики с полноценным ремонтом не торопятся. Состояние всей теплоцентрали вызывает опасения в ее надежности. Если металл прогнил, менять придется не только аварийный участок, а гораздо больше. Однако население такие тонкости мало волнуют. Его больше интересует, когда же в квартирах будет нормальная температура, а из кранов побежит горячая вода.

Батареи просят тепла

Всем коммунальным предприятиям Карабаша авария подарила «веселые» каникулы. Почти две недели наступившего года коммунальщики полным составом работали в авральном режиме, устраняя многочисленные локальные аварии. После незапланированной остановки котельной во многих домах лопались трубы, забивались ржавчиной стояки, не грели батареи, и перемерзала разводка горячей воды.

Сейчас предприятия подсчитывают понесенные убытки. Говорят, они будут весьма внушительными. Однако затраченные усилия, похоже, пропали впустую. В квартирах и офисах спустя три недели после аварии не просто прохладно, а довольно-таки свежо. В детских садах и школах не только ребятишки, но и взрослые кутаются в пальто и куртки. Родители стараются оставлять малышей дома или у бабушек. Директору одного из муниципальных детсадов даже вынесено административное представление о нарушении температурного режима. Отчаянно мерзнут пациенты и работники городской больницы.

Недовольны и жители Карабаша. Тарифы на тепло и горячую воду в ОАО «ЧОКЭ» одни из самых высоких, а полноценных услуг люди не получают. С нового года цена на тепло подросла на треть. В первом квартале карабашцам предстоит платить по 992 рубля за одну гигакалорию, а в четвертом — уже 1 059 рублей. Для города, где уровень безработицы бьет рекорды, это много.

К тому же энергетики пытались ввести пеню за просрочку платежей. Причем размер неустойки установлен гораздо выше предусмотренного законом. Прокуратура признала это дополнительное соглашение незаконным.

Потребитель заплатит за все

Оптимистичное заявление начальника Карабашского участка «ЧОКЭ» Андрея Шерстнева на местном телевидении о том, что котельная работает в нормальном режиме, может согреть лишь души замерзающих жильцов. На практике все далеко не так радужно. Существует еще один любопытный правовой казус, о который разбиваются все попытки населения добиться тепла, эквивалентного оплаченным счетам. Считается, что все жители Карабаша заключили договоры на поставку тепла с ОАО «ЧОКЭ», хотя самого текста договора никто в глаза не видел. На расчетный счет этой организации поступают все платежи граждан. Но за наличие тепла и горячей воды в квартирах контора не отвечает. По мнению котельщиков, за это несут ответственность городские коммунальные предприятия, куда настоятельно рекомендуют обращаться всем замерзающим и недовольным. У коммунальщиков, в свою очередь, нет никаких договорных отношений с «ЧОКЭ». Следовательно, и оснований для контроля за параметрами теплоносителя, выдаваемого котельной. Как ни старались городские чиновники, так и не могли вспомнить, есть ли подобный договор у администрации города.

Выходит, потребитель обязан заплатить за все, что с него потребуют, но без гарантий получения оплаченного объема и качества услуг. Можно, конечно, обратиться в суд. Но для этого нужен акт обследования, подписанный в том числе представителем теплоснабжающей организации. Многие из тех, кому приходилось с этим сталкиваться, утверждают: даже прихода представителя энергетиков добиться очень непросто. Если в квартире холодно, процедуру хождения по мукам нужно повторять ежемесячно. Не каждый найдет столько времени и нервов, доказывая очевидное. На это, видимо, и рассчитывают поставщики коммунальных услуг.

Ждут, когда грянет гром

Раздосадованные горожане выяснили, что температура теплоносителя, выдаваемого центральной котельной, мягко говоря, не соответствует федеральным нормативным актам. Согласно правилам эксплуатации тепловых установок, коммунальных тепловых сетей и другим нормативным документам, температура теплоносителя в подающей сети должна быть не менее 70 градусов. Но котельщики ссылаются на свой ведомственный документ, непонятно когда и кем согласованный. Зато он разрешает им даже зимой держать температуру на подаче в 60 и даже 50 градусов.

А ведь в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг температура горячей воды не должна быть ниже 55 градусов. Именно такая цифра используется для расчета тарифа на ГВС. Получается, что подаваемого тепла не хватает даже на нагрев воды. А оно требуется еще и для отопления.

По замерам коммунальщиков, с начала года температура воды в городской теплосети колебалась в диапазоне от 54 до 64 градусов. Другие параметры работы теплоцентрали — давление и расход воды — тоже оставались низкими. Недовольство людей понятно: оплачивая высокий тариф, они надеются на получение нормальных, а не усеченных услуг. И намерены их добиваться. Карабашцы вынудили заняться этой проблемой городские власти и надзорные органы. Прокуратура Карабаша и Государственная жилищная инспекция проводят проверки работы котельной и тепловых сетей. Депутаты городского Собрания направили обращение к генеральному директору ОАО «ЧОКЭ» Максиму Аронову с требованием разобраться в ситуации и нормализовать теплоснабжение Карабаша. Ситуация отслеживается городской комиссией по ГО и ЧС.

Однако причина аварий не ликвидирована до сих пор. Теплотрасса вскрыта. Теплоэнергетики ограничиваются визуальным контролем прохудившегося участка трубопровода. Приготовленная для ремонта перемычка пока лежит без применения. Дожидается, когда «грянет гром». Официальные лица от комментариев отказываются. А простые жители протоптали уже настоящую дорогу возле окутанной клубами пара трассы. Говорят, что не верят обещаниям и живут в ожидании новой беды.

Постскриптум

Пока материал готовился к публикации, в Карабаше побывал инспектор Ростехнадзора по городу Миассу Игорь Савельев. От комментариев нашему корреспонденту проверяющий отказался, сославшись на конфиденциальность информации. Заявил лишь, что акт проверки будет готов в середине текущей недели. Однако стало известно, что во время работы инспектора котельная подняла температуру теплоносителя выше 70 градусов. А уже на следующий день после отъезда И. Савельева водичка в теплосетях вновь едва теплилась и не превышала 55 градусов.

VK31226318