Свое дороже
С 26 января отпускные цены на автомобили «Лада» увеличились на два с половиной процента. Об этом сообщила пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ». На Волжском автозаводе гордо подчеркнули, что не поднимали цены в течение восьми месяцев, с начала июня 2008 года. И это несмотря на то, что повышение цен на российском автомобильном рынке стало в последнее время общей тенденцией. Цены планировалось поднять еще до нового года, однако руководство автогиганта, «учитывая интересы покупателей», решило не повышать стоимость автомобилей до 26 января 2009 года.
Как отмечают на предприятии, по результатам прошлого года чистая прибыль АВТОВАЗа составила 834 миллиона рублей, что ниже аналогичного показателя 2007-го. Это объясняется уменьшением рентабельности продаж вследствие опережающего темпа роста себестоимости продукции при сохранении цен на автомобили. А одной из причин увеличения себестоимости является интенсивный рост цен на металл (в среднем более чем на 50 процентов с начала года). Именно для увеличения прибыли повышается отпускная стоимость автомобилей.
На это повышение мгновенно отреагировали в регионах. В отделе продаж «Челябинск-Лада», единственном официальном дистрибьюторе АВТОВАЗа на Южном Урале, отметили, что цены выросли примерно на шесть тысяч рублей. «Лада Приора» в средней комплектации еще неделю назад стоила 250 тысяч рублей, теперь она обойдется потенциальным покупателям в 256 тысяч.
Выросли цены и на импортные автомобили. С 11 января повысились таможенные пошлины на ввоз в Россию подержанных иномарок. В связи с этим по всей стране, в том числе в столице Южного Урала, прошли акции протеста. Особенно серьезные митинги состоялись во Владивостоке, где автомобилисты были разогнаны подмосковным ОМОНом, присланным на край России во избежание конфликта между автомобилистами и местными стражами порядка, большинство из которых также ездит на иномарках, завезенных из соседней Японии.
У Приморья свои проблемы. Изначально было понятно, что здесь январское нововведение будет иметь ярко выраженный социальный аспект. Пострадали сотрудники судоходных фирм — те, кто непосредственно занимался транспортировкой автомобилей из Японии, автопродавцы и многие люди, трудившиеся в этом бизнесе. По самым скромным подсчетам, работу в сфере автобизнеса в Приморье уже потеряли около двух тысяч человек. Многие автодилеры после введения таможенных запретов на иномарки сократили штат сотрудников на 50 процентов, а некоторое и вовсе обанкротились.
Еще хуже дела на другом краю России, в Калининграде, через который раньше беспрерывным потоком шли иномарки из США и Европы. С 12 января (в этот день начали действовать новые пошлины) через Калининградскую таможню проходит чуть ли не по одной машине в день. Местные перегонщики заявляют, что региональный бизнес на подержанных иномарках фактически ликвидирован. В связи с этим многие люди собираются уезжать из крайних регионов России.
— Повышая таможенные пошлины, правительство должно было предвидеть, что люди без источника заработка будут уезжать в другие места, — говорит исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Понамарев. — Для малочисленной Сибири, заселение которой необходимо, наоборот, стимулировать, это стратегический просчет.
По мнению Понамарева, ситуацию можно было решить иначе: «Постановлением правительства принудить гигантскую армию чиновников пересесть на отечественные машины вместо тех дорогих иномарок, на которых они ездят сейчас».
— На Дальнем Востоке сейчас огромные проблемы, — говорит заместитель директора челябинской компании «Япония Авто» Алексей Торопов. — Многие коллеги, занимавшиеся доставкой и продажей машин в Приморье, решили покинуть Дальний Восток, работы там сейчас практически нет. Дальневосточная таможня стоит. Нам нет сейчас смысла возить такое количество автомобилей, как раньше. Люди не могут покупать машины даже по старым ценам, а по новым — тем более. Мы успели завезти до нового года порядка 150 автомобилей, поэтому пока свои цены держим на прежнем уровне. Единственное, немного подкорректировали их из-за изменения курса доллара. Вообще повышать сейчас стоимость смысла нет, иначе вообще ничего не купят. Но когда закончатся эти старые авто, придется что-то думать.
Далеко не каждый в условиях кризиса решится приобрести, скажем, пятилетнюю японскую иномарку, таможенный платеж за которую превысит стоимость самой машины. К примеру, «Toyota Funcargo» 2002 года выпуска, стоившую полтора года назад 250 тысяч рублей, сегодня на авторынках Челябинска можно купить за 300—310 тысяч рублей. На десятки тысяч рублей подскочили цены и на более доступные восьми-десятилетние «японки».
Подорожали и новые импортные автомобили. К примеру, «Ниссан Мотор РУС», официальный представитель компании «Nissan Motor в России», проинформировал, что «в связи с повышением в январе 2009 года ввозных таможенных пошлин на новые импортируемые автомобили будут также повышены рекомендованные розничные цены на автомобили Nissan, которые будут ввезены на территорию Российской Федерации начиная с 10 января 2009 года». Стоит отметить, что ранее о повышении цен в РФ на 5—15 процентов сообщили представители Honda, Toyota, Ford и Mercedes-Benz.
— Цены на новые машины увеличились не только из-за повышения пошлин, но и из-за девальвации рубля, — комментирует исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Сейчас мы наблюдаем такое явление, при котором спрос на машины падает, однако при этом стоимость автомобилей, напротив, растет. Это будет происходить до тех пор, пока не стабилизируется мировая экономическая ситуация.
По мнению Александра Рулевского, хорошие иномарки станут в ближайшее время уделом немногих.
Кстати, появилась информация, что новые повышенные пошлины на ввоз иномарок будут вновь снижены после того, как Россия вступит во Всемирную торговую организацию. При этом Еврокомиссия считает, что повышение Россией пошлин противоречит двустороннему договору о вступлении в ВТО.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве