Дорогая гигакалория
В январе златоустовцы, проживающие в муниципальном секторе, ахнули: в квитанциях на оплату коммунальных услуг стояли суммы, на 500 и более рублей превышающие декабрьские. Большинство жителей многоквартирных домов вынуждены увеличить эту статью семейного бюджета на 40 процентов с лишним.
Болевой шок
Да, существенный «довесок» к кризису, и без того крепко ударившему по Златоусту. Многие предприятия, в том числе градообразующие, перешли на трехдневный режим работы. В центре занятости — толпы потерявших работу людей. Зато магазины, взвинтившие цены на основные продукты, основательно опустели. И невооруженным статистикой глазом видно: уровень жизни горожан снизился.
В корпункт «Челябинского рабочего» позвонил житель Златоуста Юрий Т.: «Почему никак не реагируете на беспрецедентный рост квартплаты в нашем городе? И это в период кризиса, когда рядовые жители (как раз те, кто наиболее остро и болезненно переживает все возрастающие трудности) ждут от властей шагов навстречу?!»
Средства от непонимания
Ответы на вопросы Юрия Т. и других горожан оказались не за семью печатями. Скорее, наоборот, были доступны широким слоям златоустовского населения, смотрящим местный телеканал. Кроме того, 22 января городская газета опубликовала разъяснения пресс-секретаря управляющей компании ОАО «Комитет городского хозяйства» Анны Трубиной, а именно: глава округа Дмитрий Мигашкин своим распоряжением рекомендовал управляющим компаниям города отойти от прежней системы равномерной (в течение всего года) оплаты отопления и ввести с 1 января оплату теплоснабжения в отопительный период. Это нововведение (в других городах — постоянная практика) руководитель ОАО «Комитет городского хозяйства» Наталья Исаева поясняет так:
— Оплата услуг отопления по факту означает, что в зимний период мы будем платить больше, а потом — не будем платить вовсе.
Иными словами, ведущая управляющая компания Златоуста, последовав рекомендациям мэра и примеру своих коллег из других городов области, огорошила жителей двумя новостями — плохой и хорошей. По подсчетам управленцев, в среднем в течение 2009 года стоимость этой услуги для горожан увеличится на 16,5 процента. А рост всех коммунальных платежей за условную квартиру (54 квадратных метра с тремя прописанными жильцами) станет и того меньше — около 15 процентов. Казалось бы, чего тревожиться и негодовать, жители Златоуста не внакладе (в сравнении с теми городами и районами области, в которых общее повышение стоимости коммунальных услуг доходит до 20 и более процентов).
При усредненном подсчете и с учетом еще непрожитых летних месяцев оно действительно вроде бы не так обременительно, как может показаться вначале. Однако эти дополнительные 500—900 рублей многим семьям после новогодних праздников где-то надо взять (из неполного для многих заработка за декабрь, скудного пособия по безработице, маленьких пенсий).
Вернется бумерангом?
С началом кризиса задолженность населения Златоуста за коммунальные услуги, и без того пугающая, значительно увеличилась. В конце минувшего года она достигла уровня, когда управляющая компания уже не могла без кредитов рассчитываться с поставщиками газа, электрической и тепловой энергии. Возникла угроза приостановки котельных. Видимо, чтобы не сорвать отопительный сезон, вернуть все долги, и потребовалась эта мера — переход к оплате отопления по факту. Надеялись собрать больше денег с населения. Не выйдет ли наоборот: те горожане, которые всегда добросовестно и вовремя оплачивали коммунальные услуги (к примеру, пенсионеры), в силу объективных причин не понесут деньги компаниям, управляющим жильем? Наталья Исаева надеется, что этого не произойдет, поскольку жители, не имеющие задолженности по квартплате, могут заключить с управляющей компанией договоры на равномерную оплату отопления по месяцам. То есть платить за услугу, как прежде.
Бегом за субсидией
Зато многие из тех, кто принял новую систему оплаты, приобретают право на жилищную субсидию, которого прежде у них не было. Причем, начав получать эту государственную помощь, кое-кто даже окажется в выигрыше.
Услышав об этом из разъяснений Натальи Владимировны по местному телевидению, горожане во все возрастающем количестве обращаются в управление социальной защиты. Отдел жилищных субсидий в иные дни принимает до 300 и более посетителей. Здесь пересчитали в сторону увеличения размеры помощи, уже оказываемой нуждающимся гражданам. Теперь посмотрим с другой стороны. Эта материальная поддержка (основная и дополнительная) может поступить во многие малообеспеченные семьи гораздо позже того, как начнут начислять пени за просроченные платежи. Кроме того, само хождение за справками и оформление субсидии требуют немало времени и нервов. Наверняка не все, имеющие на нее право, воспользуются им.
Ситуация, разумеется, не из приятных. Причем для всех, кого коснулась эта проблема. Возможно, обиженные и возмущенные жители смогли бы понять местную власть, коммунальщиков и управляющие жильем компании, если бы имели с ними более тесных контактов, взаимного доверия. Наступит единство в понимании общих трудностей — будет и эффект от принимаемых мер. Хоть в чем-то они и ущемляют население, но не исключают заботы о малоимущих гражданах и добросовестных плательщиках.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве