А был ли томат?

А был ли томат?

Многие кетчупы на челябинских витринах не соответствуют ни категории, которую указывают на этикетке, ни ГОСТу.

Эксперты

Станислав Астахов, бригадир, и Марина Россанова, старший повар — ресторан итальянской кухни «Сицилия»;

Елена Королева, студентка 5 курса челябинского филиала Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ);

Евгения Карпач, инженер-технолог общественного питания.

«Ни один помидор не пострадал»

В этот раз все эксперты оказались на удивление единодушны: их личные рейтинги повторяли друг друга «кетчуп в кетчуп». Первое место в томатном топе досталось соусу «Хайнц».

— У него даже консистенция, как размолотого помидора, — отмечает Елена Королева. — Ярко выражен вкус томата, аромат. В составе — натуральные ароматизаторы.

Хоть на этикете «Хайнц» стоит первая категория, эксперты поставили бы ему «экстру»: он значительно лучше всех остальных соусов, даже тех, чьи производители оптимистично отметили на этикетке «высшую».

«Моя семья» (категория не указана) по цвету оказался ближе к коричневому, что, в принципе, ГОСТом допускается. Запах томата чересчур усилен. Вкус кисло-острый.

— В составе указана лимонная кислота. Так вот ее можно было бы помельче — во рту остается неприятное ощущение, — говорят эксперты. — Специи размолоты крупновато, неравномерны, структура крахмалистая — это тоже относится к нареканиям. И — ассорти из всяческих добавок.

Богат крахмалистостью оказался и продукт от «Балтимор» первой категории. А также он отметился разнообразием консервантов. Даже овощные запахи лука и чеснока заменили ароматизаторами-тезками. Еще замечание: нечитабельная этикетка, состав — на пестром фоне черными буквами. Людям с близорукостью точно понадобятся не одни очки.

«Пикадор» (высшая категория) порадовал однородностью массы, неплохо измельченными приправами. Однако — привкус крахмала, чересчур острый запах томата. И в горле остается дерущее, жгучее ощущение — переборщили с уксусом. Так иногда пытаются продлить срок продукта, притушить кислеющий вкус.

«Сеньор-Помидор» (первая категория) поразил необычной окраской: ярко светло-красный цвет, почти оранжевый.

— Томатов здесь вообще не ощущается, одно овощное пюре как по запаху, так и по вкусу, — отмечает Евгения Карпач. — Крахмалистый привкус.

«Брава-Приправа» того же производителя не сильно отличается по качеству от собрата: цвет — розоватый, по консистенции кетчуп похож на гель, слегка прозрачный, частицы специй крупные и разного размера.

— Об этих кетчупах я бы пошутила: ни один помидор не пострадал при изготовлении данных соусов, — смеется Елена Королева. — Там, думаю, есть какая-то доля томатов, томатной пасты, но настолько незначительная, что обнаружить «помидорный дух» на вкус и запах невозможно. Вкус вообще томатной пасте несвойственный.

— Кетчуп должен представлять собой тщательно протертую массу, без семян и частиц кожицы, — соглашается Евгения Карпач. — Допустимы однородно измельченные частицы овощей, зелени, пряностей. Вкус и запах — острый или кисло-сладкий с хорошо выраженным ароматом томата. Цвет — от красного до красно-коричневого, равномерный. Возможно лишь незначительное потемнение верхнего слоя.

Томаты в пластике

— Поверхностно уровень качества можно определить уже по таре, — говорит Станислав Астахов. — Пластиковые бутылки — это наше прошлое, когда на полках магазинов был дефицит продуктов и популярностью пользовался американский кетчуп в пластике. Во-первых, хуже условия хранения, во-вторых, практически не защищен от микробов и всяких посторонних воздействий: зачастую отверстие в крышке такой бутылки даже не запечатано, а ведь они могут месяцами стоят на витринах. Лучше брать соусы в тетропаке, а идеальный вариант — каленое стекло, как у «Хайнц».

— Лучше упаковка — меньше консервантов, — поддерживает Марина Россанова. — Продукту в стекле они просто не нужны.

Существенная ремарка: известно, что соусы «Балтимор» встречаются в разной таре наряду с пластиком — это и полимерная упаковка, и стекло. Конечно, продукты различаются по цене. Но бренд остается тем же, и многие покупатели выбирают то, что подешевле, надеясь, что данная марка сэкономила только на упаковке.

Обычно это не так. Если покупаете продукт в дешевой упаковке, будьте готовы и к соответствующему качеству. К сожалению, бренд здесь не всегда играет роль. А пластик — и правда ощутимая экономия: и затраты меньше, и разбитой продукции при транспортировке нет.

— На упаковке обязательны наименование и местонахождение изготовителя — юридический адрес и адрес предприятия, если он не совпадает с юридическим адресом, — рассказывает Евгения Карпач. — Если продукт заграничный — указание организации в РФ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. Срок годности продолжается до первого числа указанного месяца (если не указан день, до которого годен кетчуп). Условия хранения. Срок годности зависит и от способа приготовления (стерилизован кетчуп или нет), и от тары, в которую фасуют этот продукт: стеклянную, металлическую или изготовленную из полимерных и комбинированных материалов. Нестерилизованные кетчупы в таре из полимерных и комбинированных материалов со дня изготовления хранятся полгода, а стерилизованные в стеклянной таре — два года. Обычный срок годности — один год.

VK31226318