Обещанного три года ждут

Обещанного три года ждут

Они устали стучаться в двери высоких кабинетов. Совершенно незнакомые прежде люди объединились против общей беды. Строительный и потребительский бум докризисных лет сыграл злую шутку с тремя сотнями дольщиков финансово-строительной компании «Наш дом». Застройщиком стал ООО «Военжилстрой». Учредителями этих предприятий являются одни и те же лица.

Два вместо шести

— В 2006 году мы доверились красочной рекламе, заверениям высокопоставленных чиновников городской администрации и отдали деньги на строительство многоквартирного дома по улице Жукова, — говорит Татьяна Салдаева. — А как можно было устоять, когда по телевизору показали макет дома? Поддержал застройщиков бывший вице-мэр Виктор Храмцов.

Встречи дольщики устраивают в самых разных местах. Чаще всего собираются возле своей недостроенной десятиэтажки. Люди говорят, что многие из них впервые покупали жилье, поэтому и ошиблись в выборе застройщика. Сейчас, спустя два с половиной года, в их памяти стали всплывать досадные мелочи и серьезные тревожные «звоночки», на которые будущие новоселы в предвкушении крупного приобретения просто не обратили внимание.

В застройщике они были уверены. В тот период в городе появлялось немало строительных фирм. Но власти настоятельно рекомендовали именно «Наш дом». Да и место под строительство дома было очень удачным.

Многие дольщики начинали со звонка в офис. Их консультировали так умело, что уже наутро они приносили деньги. Срабатывал чисто совковый менталитет: люди верили говорившим, что число квартир ограничено, что цена вот-вот повысится. Потенциальных дольщиков аккуратно ставили в такие условия, когда они должны были незамедлительно принимать решение и быстро находить деньги.

— Никто из нас не обратил внимания на то, что мы вносили значительные суммы и при этом нам не выдавали ни чеков, ни приходных ордеров, ни каких-либо других бланков строгой отчетности, — говорит Елена Борисова. — Все время находились новые отговорки на вопрос о том, почему не выдают документы, подтверждающие внесение нами той или иной суммы. Сейчас на руках у нас имеется расчетная ведомость, заполненная нами же, и печать ФСК «Наш город». Даже в случае полной оплаты стоимости квартиры представители застройщика не спешили заключать с покупателями квартир договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Хотя существует гарантийное письмо, которое определяет сроки подписания договоров в течение 45 дней с момента полной выплаты. Никто из дольщиков не поинтересовался тогда, есть ли у застройщика разрешение на строительство дома. Известно, что оно было получено только в апреле 2007 года, когда уже было реализовано 120 квартир. В то время как, по наблюдениям будущих жильцов, строительство дома прекратилось в 2006 году. Возведены только два подъезда из шести.

Если друг оказался вдруг

Когда деньги были собраны (по подсчетам самих дольщиков, внесено более 90 миллионов рублей), была разыграна «драма» в нескольких действиях, достойная пера великого драматурга. Уволился директор ФСК Конопкин. Затем при невыясненных обстоятельствах умер главный бухгалтер, которого дольщики даже в глаза не видели. У многих принадлежность этого человека в фирме до сих пор вызывает сомнения.

Но самое главное несчастье, постигшее «Наш город», парализовавшее и деятельность фирмы, и строительство дома, ожидало их впереди. В феврале прошлого года один из соучредителей фирмы — Феликс Крючков — подал иск в арбитражный суд. Феликс Борисович настаивал на признании за ним доли собственности в капитале. Суд наложил арест на совместный капитал.

При желании и наличии средств продолжать строительство дома было можно. Но для руководителя и соучредителя фирмы Алексея Казанджи запрет суда оказался весьма кстати. По версии дольщиков, на этот запрет застройщик списывает невыполнение условий договора перед будущими жильцами дома по улице Жукова.

Готовы к диалогу

Она тщательно восстановила хронологию событий, повлекших остановку строительства.

— В своей время фирма «Военжилстрой» приобрела незавершенное строительство — дом по улице Жукова, — говорит представитель застройщика — юрист Елена Лазарева. — В тот момент дом был построен на 19 процентов. Затем по ходу строительства были оформлены разрешение и другие правоустанавливающие документы. Мы уже начали оформлять договоры на долевое строительство, первые 18 дел были уже в регистрационной палате. Но 18 января 2008 года один учредителей Феликс Крючков заявил о своих правах и подал иск в арбитражный суд. Судебные разбирательства затянулись, очередное слушание назначено на 24 марта. На дом было наложено обременение. Затем начался финансовый кризис. Дольщики привлекли к этой проблеме внимание общественности через средства массовой информации. Получить кредиты для дальнейшего строительства стало невозможно. Все средства дольщиков направлены на строительство, об этом свидетельствуют результаты многочисленных аудиторских проверок и проверок правоохранительных органов.

В компании «Военжилстрой» уверяют, что вся бухгалтерская документация у них прозрачна. При желании каждый дольщик может узнать, куда ушли внесенные им суммы. Но если поначалу дольщики вносили свои ежемесячные платежи исправно, то теперь многие просто прекратили платить.

— Тем самым они рубят сук, на котором сидят, — считают в «Военжилстрое». — В любом случае, чтобы построить дом, необходимо всем сторонам договориться.

Сговора нет

Феликс Крючков напрочь отрицает, что его разлад с бывшими партнерами — фарс.

— В 2005 году я заключил с «Военжилстроем» договор инвестирования, согласно которому мог претендовать в строящемся доме на 2000 квадратных метров, — говорит Феликс Борисович. — Но я не получил от них договора долевого участия. Причем они сами себе перепродали это незавершенное строительство за 50 тысяч рублей. Пришлось обратиться в суд. Сейчас решение этого вопроса на контроле у главы городской администрации. Я, думаю, компромисс будет найден.

И вечный бой

Самообладанию тех, кто не один год ждет оплаченные квартиры, остается только поразиться. Куда они только не писали, к кому только не обращались! И в надзорные органы, и к представителям правящей партии. Кто только не успел вдоволь попиариться на несчастье людей.

Поразительно, но среди дольщиков оказались бойцы местного ОМОНа во главе со своим командиром. Говорят, что сертификаты и ключи от квартир им вручали с большой помпой.

В администрации Магнитогорска создана рабочая группа по решению этой проблемы. Но до конкретных мер пока далеко. Есть только обещание помочь достроить дом и выдать всем квартиры. Отчаявшиеся дольщики выходили недавно на митинг, который прошел перед зданием мэрии. Следующую акцию протеста решили провести в областном центре, у здания областной администрации. Не исключают, что придется начать голодовку.

Увы, но все эти сто семей на сегодня по закону не могут называться даже дольщиками, поскольку застройщик не заключил с ними договора и не зарегистрировал их в регистрационной палате. В своем письме на имя главы города пострадавшие от «Военжилстроя» требуют не продлять разрешение на строительство застройщику Алексею Казанджи. Кроме того, они настаивают на проведении независимой аудиторской проверки финансовой деятельности фирм ЗАО ФСК «Наш город» и «Военжилстрой». Успокоить людей могло бы, по их убеждению, оформление договоров долевого участия в строительстве.

P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно: Феликс Крючков и руководство «Военжилстроя» подписали мировое соглашение. По словам Феликса Крючкова, это заслуга мэра города Евгения Карпова, который предложил компромиссное решение. С будущими жильцами будут заключены договоры на долевое участие в строительстве, они смогут закрепить право собственности. Тем не менее не раз обманутые дольщики бдительности не теряют. Пока они решили отложить митинг в областном центре до 20 апреля. Им пообещали выдать «долевки», ввести часть подъездов в эксплуатацию ко Дню города, часть — ко Дню строителя. Насколько крепки на слово окажутся люди, взявшие на себя ответственность за завершение строительства, мы сможем убедиться совсем скоро.

Несостоявшиеся новоселы могут полюбоваться долгостроем только со стороны.

VK31226318