Дефицит не грозит
Челябинский рынок строительных материалов сохраняет стабильность.
Едва ли не главной жертвой экономического кризиса стал строительный комплекс области, переживающий глубокий спад. Но жизнь продолжается. Не имея возможности приобретать новые квартиры, люди с удвоенной энергией ремонтируют старые: меняют окна, двери, перестилают полы, клеят новые обои. Что могут предложить предприятия торговли тем, кто затеял ремонт в городских квартирах, садовых домиках, на дачах в деревне? Насколько изменились цена, ассортимент и не грозит ли нам дефицит в связи с подорожанием зеленого? В поисках ответов на эти вопросы я побывала в магазинах, торгующих строительными материалами.
Первый адрес — рынок «Перекресток» у автомобильного училища. Несмотря на будний день, народ в павильонах есть и, судя по дружеским диалогам с продавцами, многие покупатели из числа постоянных. В павильоне фирмы «Водяной», торгующем сантехникой, меня встречает старший продавец Станислав Афанасьев:
— Могу ли вам чем-нибудь помочь?
— Импортные водонагреватели есть?
— Вот, пожалуйста, водонагреватели класса «люкс» фирмы «Ariston» за 13765 и за 7900 рублей.
— А унитазы?
— Есть неплохая продукция совместного производства России и Швейцарии, покупатели не жалуются. Стабильный спрос на российскую и белорусскую сантехнику, обеспечивающую достойное качество при демократичной цене. А это самарские унитазы «Классик-люкс», цена 3470 рублей, гарантия 5 лет. Рекомендую унитаз «Avanta» за 3990 рублей, - круговой смыв, удобный угол наклона поверхности, антибактериальное покрытие. Надежный унитаз «Эрика» по цене 3180 рублей. У большинства отечественных унитазов импортная начинка из Португалии, Швейцарии, Монако.
В подтверждение своих слов Станислав извлекает из санфаянсовой емкости сливной бачок, демонстрирует металлические детали и качественную керамику.
— Работаете по предоплате?
— Да, экономическая ситуация вносит свои коррективы. Но ждать приходится недолго. У нашей фирмы представительства в разных городах, поэтому нужную продукцию берем с ближайшего склада. Со спросом проблем нет. Честно говоря, не успеваем оформлять заказы…
Не испытывают затруднений со сбытом и в соседнем павильоне с длинной вывеской «Инструмент, пороги, скобянка, буры, сверла, круги, диски». Продавцы не скрывают, что продукция подорожала, но покупатели как брали ее, так и берут, а куда им деваться?
Захожу еще в один павильон, где торгуют обоями. Здесь впечатление довольно унылое: блеклые расцветки, невысокое качество. Спрашиваю «что-нибудь поинтереснее, желательно импорт».
— Из импорта можем предложить казахстанские и украинские обои, также есть московские фирмы, — отвечает продавец. — Недорогие обои можно купить хоть сейчас, те, что подороже — под заказ.
В «Доме немецких обоев» на улице Молодогвардейцев картина противоположная. Здесь не найдешь дешевых обоев, продукция исключительно импортная, высокого качества, ну, и цена соответствующая: от 300 до нескольких тысяч рублей за метр.
Дав мне возможность походить по торговому залу и осмотреться, продавец Игорь деликатно осведомляется, что именно меня интересует. Честно говорю, что я журналист, а интересуют меня тенденции, которые происходят на рынке стройматериалов. Игорь и присоединившиеся к нему сотрудники магазина отмечают, что кризис их мало коснулся. Подорожание на уровне 20 процентов покупателей не испугало. Для них значительно важнее гарантированное качество, возможность заказать недостающий рулон обоев по каталогу, — подобную услугу в Челябинске редко где встретишь — и, конечно, широкий ассортимент.
В магазине обои самых различных структур, цветовых оттенков, степени пластичности. Можно подобрать тянущиеся материалы на флизелиновой основе, которые отлично подойдут для нового дома, дающего усадку. Есть «дышащие» обои, а хит сезона — обои из натуральных растительных волокон — бамбука, тростника, сизаля с применением ручного труда, цена в среднем 2,5 тысяч рублей за метр. На прощание мне дают полезный потребительский совет: под брендом «RАSH» работают немецкие и украинские фирмы. Чтобы убедиться, что ты действительно покупаешь Германию, надо не полениться прочесть малюсенькие буквы «Germany» на упаковке, в противном случае рискуешь приобрести обои значительно более низкого качества.
Магазин «Дом линолеума» на Северо-Западе тоже не слишком пострадал от экономического кризиса. В продаже ассортимент на все вкусы: хочешь - бери линолеум из Венгрии, Словении или Бельгии по 460 рублей за кв. метр, хочешь — покупай продукцию российско-германской фирмы «Таrkett» от 330 до 570 рублей за кв. метр. Есть линолеум улучшенного качества и повышенной прочности, предназначенный для наиболее посещаемых мест квартиры - кухни и коридора. Если же речь об офисе, не проблема выбрать еще более прочный полукоммерческий линолеум.
— Последствия кризиса мы ощутили лишь в том, что у нас стало меньше оптовых покупателей, — рассказывает старший менеджер Оксана Колмогорцева. — Многоэтажек строится меньше, соответственно уменьшились и объемы отделки сдаваемого жилья. Но индивидуальный ремонт никто не отменял, и народ по-прежнему идет к нам за покупками, невзирая на 15-процентный рост цен. У нас широкий выбор паркетной доски, плинтуса, ламината различной классности, в том числе и такого, который выдерживает дамскую шпильку, кроме того, наш магазин, пожалуй, единственный в Челябинске, где есть линолеум 5-метровой ширины для современных гостиных. Покупателей привлекает и то, что мы режем линолеум, делая из широкого узкий. К примеру, можем из 5-метрового вырезать пласт в 3,5 метра, а полтора предложить кому-то на коридор.
Фирма «Капитал-строй», изготавливающая пластиковые окна, отреагировала на кризис 15-процентным снижением цен на свою продукцию. Руководители объясняют это стремлением повысить конкурентоспособность. Для этого пришлось несколько уменьшить процент у монтажников, а цена стекла снизилась сама по себе, хотя южнокорейский профиль даже подорожал. За счет снижения цены «Капитал-строй» удерживает прежних покупателей и привлекает новых.
За элитными товарами еду в магазин фирмы «Villeroy&Bosh» на Худякова. Кризис с его проблемами и катаклизмами мгновенно отступает под ослепительным блеском идеально отполированного итальянского мрамора, дорогого стекла, высококачественного металла. Облицовочная плитка из травертина и мрамора стоит от 4 до 6 тыс. рублей за кв. метр, кольцо для полотенца — 21606 рублей, кран «Dauphin» — 80 тысяч. Завораживает коллекция «Pure Stone» из керамики, покрытой глазурью, благородного серого цвета. В нее входит раковина за 51 тысячу рублей, тумбочка за 113 тысяч, биде за 60, унитаз за 77 и декоративный камень из керамики за 2176 рублей. Можно купить коллекцию полностью, можно по частям, можно вообще ограничиться декоративным камнем.
— Особенность изделий фирмы «Villeroy&Bosh» в ее удивительной белизне, которую специалисты называют «star white», — поясняет продавец-консультант. — Обычно мы дарим покупателям тестер, одна сторона которого окрашена в обычный белый цвет, а другая — в цвет «star white». Разница впечатляет. Кроме того, специальная обработка поверхностей не позволяет грязи проникать внутрь и облегчает процесс чистки. Ну и, конечно, все изделия коллекций высокохудожественны и взаимозаменяемы. Если повредилась какая-то деталь, фирма изготовит аналогичную. Срок ожидания заказа из Германии — 3—3,5 месяца.
И многие заказывают, хотя, по слухам, в Германии продукцию фирмы «Villeroy&Bosh» можно купить дешевле.
Комментарий специалиста
Екатерина Аристова, дизайнер-проектировщик, номинант городского конкурса архитекторов и дизайнеров 2008 года:
— Еще совсем недавно поставщики хранили продукцию на складах, а на заказ поставляли в основном эксклюзивные материалы и товары по каталогам. Сейчас форма работы под заказ стала преобладающей. Несколько увеличились сроки поставок, это связано с тем, что небольшим фирмам невыгодно гонять транспорт из-за нескольких коробок кафеля или рулона линолеума, они «копят» заказы. У солидных фирм-монстров типа «Дома паркета и дверей» в этом отношении преимущество: благодаря большим оборотам поставки идут в постоянном режиме, а значит, и более оперативно. То есть ситуация подталкивает участников рынка к укрупнению, поглощению мелких фирм крупными.
Другая черта сегодняшнего рынка строительных материалов в том, что произошло замещение значительной части импорта (клеи, шпаклевка, штукатурные смеси, эмульсионная краска) отечественными материалами, изготовленными по зарубежным технологиям. Они дешевле, но качество их достаточно стабильное.
Дефицита строительных материалов нет и не предвидится. На рынке есть все и на все уровни достатка. Если же какие-то наименования вдруг по какой-либо причине исчезают (так, в начале прошлого года из-за закрытия цеха на ММК из предприятий торговли исчез металлопрофиль), поставщики находят возможность заполнить нишу продукцией из других регионов.
В среднем строительные материалы подорожали от 10 до 25% (отечественных это коснулось в наименьшей степени). Но некоторые позиции подешевели: к примеру, еще совсем недавно мешок цемента стоил 350 рублей, а сегодня 230. И это перед началом ремонтных работ! Несколько подешевели пластиковые окна. Сохранились распродажи. Сейчас многие поставщики активно распродают остатки товаров, закупленных еще по старым ценам. Например, мои клиенты недавно купили в «Доме паркета и дверей» дверь за 30 тысяч рублей, в то время как ее реальная стоимость — тысяча евро, или 46 тысяч рублей. Большая распродажа выставочных экспозиций, в том числе аксессуаров и осветительных приборов, идет в салоне «Диво», и многие горожане этой возможностью воспользовались.
Думаю, в ближайшее время снизится и цена на услуги ремонтных бригад. Это объясняется тем, что в преддверии летнего ремонтного сезона сюда хлынул поток безработных, составивших конкуренцию профессионалам, и профессионалы уже готовы делать тот же объем работы за меньшие деньги. Словом, перемены есть и будут, но революций и катаклизмов ждать не стоит. Мы уже давно живем в рынке, а он сам регулирует механизмы спроса и предложения, что бы там об этом ни говорили.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве