Взрыв среди тоннеля
Во вторник на глубине 42 метра под перекрестком улиц Кирова и Калинина произведена сбойка (соединение) двух параллельных тоннелей будущего челябинского метро. Оформился участок от Торгового центра до вентиляционного ствола возле Калининской районной администрации. Весь перегон должен соединить станцию «Торговый центр» со станцией «Проспект Победы», что в районе пересечения со Свердловским проспектом. Пройдена половина пути. По словам генерального директора ОАО «Челябметрострой» Константина Абрамчука, буровзрывные работы в этом направлении продолжатся в начале осени.
Лучше сырость, чем грязь
Организаторы пригласили под землю пятерых горожан, которым посчастливилось жить прямо над тоннелем. Выбирали их произвольно. Сотрудники аппарата «Челябметростроя» встречали жителей возле подъездов домов, говорили, что можно посмотреть, как строится метро. Молодежь соглашалась. Сегодня добровольцев разделили на две группы, которые к месту сбойки шли разными путями. Была даже влюбленная пара. Причем парень шел с одной стороны, девушка с другой.
Место действия уже вызывает эмоции. Вначале на лифте вниз: 42 метра преодолеваем, максимум, за минуту. Запоминается относительно жесткая посадка — все-таки не офис. Вокруг все кажется ржавым, металлическим и мокрым. Вода внизу (местами сдабривает глинистую грязь), еще капает сверху, пробиваясь сквозь щели между чугунными тюбингами.
— Идти лучше посередине, — советует пожилой метростроевец. И впрямь, вода скрывает ступни, но грязь уже не липнет.
Константин Абрамчук заранее предупредил: смотреть под ноги. Упадешь — ничего страшного. Просто мокро. А при температуре в 15 градусов (она здесь поддерживается круглый год) сырость пробивает. Не случайно среди ключевых элементов спецовки не только каска, но также резиновые сапоги и шерстяные портянки. Константин Абрамчук уверяет: когда метро сдадут в эксплуатацию, воды не будет.
«Ловат» ни в чем не виноват
Взрыва двухметровой стены, разделяющей два тоннеля, ждем за 100 метров до эпицентра. Инженер Венир Арсланов объясняет: сейчас в отечественном метрострое взрывают, как в Швеции. 40 килограммов вещества воспламеняют электрическим импульсом. Это безопаснее, чем использовать разряд. Работа почти ювелирная. Даже у взрывников. У маркшейдеров тем более: рассчитать сбойку двух тоннелей с максимальной точностью дорогого стоит.
Взрывники активизируются: приехал министр строительства Валерий Шопов.
— Вы чувствуете, что мы под вами что-то делаем? — спросил он у студентки Марии Литвинович, дом которой расположен на улице Калинина. Маша улыбнулась и ответила, что ей здесь все нравится.
Валерий Шопов сказал молодым людям:
— Уж вы-то точно будете ездить на челябинском метро!
Пожалуй, это было самое честное заявление о сроках строительства за последнее время.
Между тем Константин Абрамчук опровергал слухи о том, что проходческий комплекс «Ловат» возле Комсомольской площади влияет на трещины расположенного рядом здания:
— Мы созвали комиссию, которая установила: трещина в штукатурке, потому что здание старое. Опасности ни для кого она не представляет, а «Ловат» здесь совершенно ни при чем.
Взрыв прогремел жизнеутверждающе. Даже в ушах чуть зазвенело. Когда подошли к разрушенной породе, слегка пахло химикатами. Но вода не капала.
— Это место такое, — пояснил электромеханик участка Юрий Кипенский. Между делом он рассказал, что работать в последние годы стало проще из-за нового оборудования. Взрывают каждый день. За месяц таким способом можно продвинуться в тоннеле на 50 метров.
По традиции на месте сбойки разбили бутылку шампанского. А челябинцам — участникам экскурсии подарили на память по камешку здешней породы, которую, кроме как взрывом, ничем не возьмешь.
СПРАВКА
В 2006 году принято решение включить в пусковой комплекс первой линии челябинского метро станцию «Проспект Победы». Тогда же решено возобновить проходку перегонных тоннелей в северном направлении от станции «Торговый Центр». За 2008 год по двум тоннелям проложено в общей сложности почти 380 метров, с начала 2009 года — 140 метров.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве