Автольгота для избранных

Автольгота для избранных

«Путинский» автокредит, который ждали с зимы, - реальная помощь российскому внутреннему рынку и потребителю или очередной PR-ход правительства? На кого рассчитана госпрограмма, каковы ее плюсы и минусы, стоит ли рассчитывать на «халяву»?

Участники круглого стола «Льготные автокредиты: панацея или профанация?», организованного порталами ChelFin.ru и AutoChel.ru обсудили условия правительственной субсидии и выявили несколько ключевых недоработок.

Не секрет, что по России реализация автомобилей упала почти вдвое. Южноуральские дилеры приводят цифры падения региональных продаж. По словам исполнительного директора ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области Александра Рулевского, за 1 квартал текущего года реализовано 6600 машин, тогда как за аналогичный период 2008 г. - 15600. Потери - 58 процентов, что даже выше среднероссийского уровня.

Это аналитик объясняет в первую очередь тем, что Челябинская область - в числе 13 регионов, наиболее пострадавших от кризиса. Соответственно, покупательская способность большинства южноуральцев упала в разы. При этом Челябинск еще относительно благополучно выглядит по сравнению с другими территориями УрФО: в Перми падение продаж за первые два месяца этого года составили 62 процента, в Свердловске - 45. Самые низкие показатели только в Тюмени - 42 процента.

Отечественные авто «просели» несколько ощутимее, нежели импортные. Потери нашего автопрома на Южном Урале по сравнению с 1 кварталом прошлого года превысили 60 процентов, продажи иномарок снизились на 55 процентов.

- По объемам продаж мы вернулись в 2006 год, - констатирует Александр Рулевский. - Лидеры авторынка сейчас продают за квартал столько же, сколько год назад в месяц.

По словам директора по маркетингу автоцентра «Челябинск Лада» Евгения Курбатова, лидеры «АвтоВАЗа» предвидели потери, однако таких резких снижений не ожидал никто: 57 процентов за январь 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года, и эти цифры растут. В основном, за счет отказа населения от автокредитов, в то время как приобретать машины за «наличку» люди продолжают. Если раньше процентное соотношение продаж за наличный расчет к кредиту составляло 50:50, то сейчас - 90:10.

«К объемам 2008 года мы вернемся в 2012 году, в лучшем случае» - говорят аналитики рынка.

Причины очевидны: падение доходов граждан и ужесточение кредитных условий (повысились ставки и требования к заемщику). Свою роль сыграли и психологические причины: в конце прошлого года и в самом начале нынешнего народ был настроен более оптимистично, считая, что к 2010 году кризис должен пойти на убыль. Но теперь стало ясно, что экономический спад затянется, и потенциальные покупатели выжидают, не торопясь тратить сбережения и «впрягаться» в долговые обязательства.

«Путинская автопрограмма» действует с 14 апреля. Челябинские результаты пока не показательны - в первую неделю всего шесть человек получили льготный кредит. В Челябинской области его можно получить в Сбербанке, Газпромбанке, Россельхозбанке, ВТБ24. По словам начальника отдела кредитования частных клиентов Челябинского отделения №8597 уральского филиала Сбербанка России Елены Летовой, 67 заявок уже в работе, на общую сумму 13 миллионов рублей. В приоритете у покупателя «ВАЗовские» модели стоимостью в 190 тысяч. Максимальный срок рассмотрения заявки - пять дней.

Ограничения льготной автопрограммы ясно дают понять, что «путинские» кредиты - для избранных. Для тех, кто откладывал деньги (и желательно не в рублях) на машину или на жилье, либо имеет возможность взять необходимую сумму из оборота своего бизнеса, относительно стабильного. Причем рост продаж в феврале часть экспертов объясняет как раз тем, что люди, не успевшие взять ипотеку на прежних условиях, предпочли вложить средства в автомобиль.

Первое препятствие - неподъемный для многих 30-процентный первоначальный взнос, который в цифрах составляет порядка ста тысяч рублей. Второе - относительно короткий срок кредита - максимум до декабря 2011 года. Максимальный срок - это в Сбербанке, а вот в ВТБ24 и того меньше - на 2 года. Поэтому ежемесячные выплаты для многих неподъемны.

Список машин, как известно, ограничен - это ряд моделей отечественного и зарубежного автопрома по цене в пределах 350 тысяч рублей. Выходит, что ежемесячный взнос составит не менее восьми тысяч рублей.

- Если брать «Ладу Приора» за 303 тысячи рублей, то первоначальный взнос при нашей ставке по госпрограмме (6,33 процента) будет равен примерно 91 тысяче рублей, - говорит Елена Летова. - Времени на кредит осталось 2,7 года. Ежемесячные выплаты составят порядка 8 тысяч. По нашим стандартным программам автокредитования при сроке на пять лет - 6,4 тысячи. Однако переплата по госпрограмме составляет всего 18600 рублей, а по стандартным, при ставках 15-16 процентов, достигает 40-70 тысяч.

Можно посчитать и компенсацию плательщику. При расчете за три года – 42500 рублей (напомним, что субсидия распространяется на остаток). Получается порядка тысячи рублей от ежемесячного взноса при условии, что он составит 8-9 тысяч.

Тем не менее, у рядового южноуральского потребителя явно нет ни возможности, ни уверенности в завтрашнем дне, чтобы ежемесячно «отрывать от сердца» такую сумму. Кто знает, насколько упадут доходы в последующие годы, не придется ли расплачиваться с банком купленной в кредит машиной, которая далеко не всегда покрывает просрочку?

Финансисты, банкиры уверены: лучше поднапрячься и отдать банковские деньги быстрее, не переплачивая большие суммы за процент. Автодилеры возражают: практика показывает, что клиентов больше волнуют доступный первоначальный взнос и низкие ежемесячные платежи. Переплата за годы не так ощутима, как постоянные вычеты из личного бюджета.

- Люди, активно интересуясь «путинской автольготой», в итоге выбирают более дорогие кредитные программы, но с более длинным сроком - 5-7 лет, - рассказывает руководитель отдела логистики компании «Сатурн» Евгений Кузнецов. - Таких клиентов примерно 40 из 50.

Зато обе стороны сходятся во мнении: меры правительства недостаточны, программа льготного автокредитования недоработана.

Необходимо увеличить срок действия займа, добавить средства в фонд проекта. Хорошо бы снизить первоначальный взнос, как вариант - до 10 процентов от общей суммы. Иначе выходит, что спецпредложения дилерских автосалонов и коммерческих кредитов банков более доступны для потребителя.

Ощутимо усложняет получение займа обязательность справки о доходах по форме НДФЛ2, по условиям кредита - с зарплатой выше среднего по региону. Вряд ли сейчас на Южном Урале наберется много организаций, готовых подтвердить зарплату в 20 тысяч рублей.

- Между тем, в банках по некоторым стандартным программам можно получить автокредит, даже не предоставляя документы о заработке, - отмечает директор центра автокредитования челябинского филиала «Юниаструм банка» Валентина Устьянцева. - Правда, тогда и процентная ставка, как минимум вдвое выше.

И еще один немаловажный нюанс, ставящий под сомнение реальную помощь от «путинской льготы» автопрому и населению.

«Сумма выделенных правительством денег несерьезна, заявляют эксперты, - 2 миллиарда рублей не спасут отечественный авторынок». По расчетам, если программа заработает активно, то госденьги разойдутся до начала лета - в лучшем случае, их хватит на 70 тысяч машин (правда, правительство рассчитывает оформить порядка 140 тысяч кредитов) - капля в море, если учесть, что в прошлом году в России продано около 4 миллионов только новых машин. При этом только у «ВАЗа» количество нереализованных за прошлый год автомобилей превышает сто тысяч. А среди населения воспользоваться льготой сможет весьма ограниченный круг лиц. Нужны более серьезные «послабления» и эффективные решения, уверены аналитики, иначе государству придется платить дважды, спасая внутренний авторынок.

кухни на заказ в Голицыно .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318