Защита леса от пожаров и новых законов
Федеральная реформа не пошла Увельскому лесхозу на пользу, считают лесоводы.
Почти полвека лесами Увельского района ведал местный лесхоз. Его коллектив наработал большой опыт воспроизводства, ухода за лесными культурами, всей лесохозяйственной деятельности, создал необходимую материально-техническую базу, посадил и вырастил сотни гектаров хвойных лесов и лиственных рощ. На предприятии сформировались семейные династии лесоводов.
Второй год лесхоза не существует. На его базе создали два предприятия — областное государственное учреждение (ОГУ) «Увельское лесничество» и ООО «Увельский лесхоз».
Реструктуризацию осуществили, следуя букве Лесного кодекса и Закона РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». В свете этих изменений лесоводы считают, что прошлый год был попросту потерян: нужно срочно наверстывать упущенное время.
С мечом и ведерком
С лесничим Ниной Погореловой мы приехали на место закладки новой сосновой плантации. Оно находится недалеко от райцентра, рядом с деревней Копанцево. На меже стоят в ряд несколько легковых автомобилей. На них из поселков Увельский и Каменский, села Половинка, деревни Летягино приехали сажать лес рабочие. Всего более 20 человек.
Разбившись на пары, они медленно идут по полю. Одни с мечами (металлическое изделие, отдаленно напоминающее боевое оружие средневековых воинов), другие с ведрами, наполненными саженцами сосны. Мечами протыкают землю, делая углубления, в которое ставят саженцы. На этом поле площадью в 10 гектаров в недалеком прошлом был лес, но близость к деревне его сгубила — сгорел. Горельник убрали, поле распахали, подготовив к закладке нового леса. Но посадить не сумели.
В конце 2007 года в области были проведены торги среди юридических лиц, желающих заниматься лесохозяйственной деятельностью в реформируемых лесхозах. В Увельском лесхозе их выиграло ООО «Прометей-Урал». С ним был заключен договор на тушение пожаров, а также на ведение хозяйственных работ — посадку леса, уход за ним, включая заготовку древесины. Договор оказался невыполненным. У ООО «Прометей-Урал» неплохо получалась только торговля лесом на корню. Посадкой нового леса общество почти не занималось. Посадило лишь 2,5 гектара сосны из 60 по плану. 10-гектарный участок, на который мы приехали с Ниной Погореловой, новоявленный хозяин должен был засадить в прошлом году.
— Наверстываем упущенное, — говорит Н. Погорелова. — Посадили 50 гектаров сосен и работу уже заканчиваем.
Дмитрий Галанов и Сергей Балашов из села Половинка посадкой деревьев занимаются неделю. Как и остальные 20 членов бригады, они работают за древесину. В зависимости от объема выполненных работ вместо денег каждый из них получит право спилить определенное количество сухостойных деревьев. Их они распилят на дрова, часть которых возьмут себе, часть продадут. Денег выручат немного, но в их селах им сейчас и того не заработать.
Нина Погорелова довольна: посадка леса — как посевная для хлебороба. Когда она идет в нормальном русле, работа становится в радость.
Примерили на карлика кафтан для великана
В лесничестве с утра рабочая суета — весна на дворе.
— Бумагами завалились, живым делом заниматься не дают, — возмущается главный лесничий Александр Баландин.
В лесничестве мы встретились с его руководителем Геннадием Погореловым — усталым, с воспаленными глазами. Это следы бессонницы и нервотрепки. На улице сушь, ветры, поэтому помимо административно-хозяйственных задач ему приходится ночами не спать, опасаясь лесных пожаров. Хотя в сравнении с прошлым годом пожаров нынче вдвое меньше — лучше организована охрана леса, оперативнее выполняются противопожарные работы. И все благодаря тому, что за дело вновь взялись профессионалы.
Нынче в увельских лесах нет ООО «Прометей-Урал». Его не допустили даже к участию в аукционе. Освободившееся место попытался занять Увельский КХП «Злак», он даже выигрывал конкурс. Но его победу арбитражный суд аннулировал как незаконную: лесохозяйственная деятельность была передана лесничеству.
— В середине апреля с ОГУ «Центр пожаротушения и охраны леса» мы заключили контракт на проведение лесовосстановительных, лесозащитных работ. Одновременно заключен договор на работы по пожаротушению, — рассказывает Геннадий Погорелов.
— Работать стало лучше?
— Намного сложнее. ОГУ «Центр пожаротушения и охраны леса» находится в Каштаке, за сотню километров от нас. В области он создал семь своих филиалов. Но они не являются юридическими лицами, у них нет расчетных счетов в банке, нет печатей, все финансовые вопросы решаются только в Каштаке. Туда приходится ездить не по разу в месяц. До нынешнего года мы все это спокойно делали на месте, через казначейство. По новому федеральному законодательству все заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государства и муниципальных нужд осуществляются только через торги. Проходит месяц, прежде чем получишь на это документы. А ситуация меняется ежедневно: лес — живой организм.
Начался пожароопасный сезон. За три дня мы израсходовали запас автомобильного топлива. Но чтобы сделать запас той же солярки, надо провести торги с поставщиками топлива. И еще месяц пройдет, прежде чем дадут «добро». До прошлого года у нас в районе было 20 лесников. Они следили за лесом, принимали меры, когда что-то случалось, те же пожары. Теперь нет ни одного лесника — сократили. Загорится лес — некому будет показать дорогу пожарной машине. Законодательные документы о лесе, возможно, эффективно будут действовать на территориях, располагающих большими лесными массивами, в той же Сибири. А у нас лесостепь, леса маленькие, колками, карликовые. Поэтому новые правила не облегчают работу лесоводов, а создают новые трудности. Все десятилетиями хорошо работало, так зачем было ломать? Я вижу настроение людей. Если ничего не изменится, года через два у нас некому будет работать, потеряем опытных специалистов. Еще не поздно восстановить разрушаемую систему.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве