Управление не сводится к выпрашиванию денег
Последние две недели МУП «Челябгортранс» и ОАО «Челябэнергосбыт» спорят по поводу долгов за электроэнергию. По данным энергетиков, проблема неплатежей возникла не вчера. С 2006 года челябинское предприятие нарушает свои обязательства, и каждый раз причины бывают разными. То областной бюджет не заплатил за льготников, то стоимость проезда для населения недостаточна.
Кивки транспортников на неплатежи областного бюджета на прошедшей вчера в агентстве «Интерфакс» пресс-конференции опроверг заместитель министра по строительству, инфраструктуре и дорожному хозяйству Иван Белавкин. Только на областных льготников челябинским муниципальным транспортным предприятиям в 2008 году было выделено более 250 миллионов рублей, а на 2009 год запланировано перечислить 409 миллионов рублей. С учетом федеральных льготников сумма компенсации составит более 510 миллионов рублей. Новый транспорт в Челябинске тоже покупается за счет областного бюджета. За последние два года администрации города, в том числе МУП «Челябгортранс», было выделено более 500 миллионов рублей. На них было приобретено 130 автобусов и 54 троллейбуса.
Последний аргумент челябинских транспортников— завышенный тариф за электроэнергию. С 1 января 2009 года в связи с предписанием Федеральной службы по тарифам Единый тарифный орган (ЕТО) вынужден был ликвидировать льготы для ряда потребителей. Для Челябгортранса, по данным председателя ЕТО области Сергея Образцова, тариф поднялся на 75—76 процентов (прогнозировалось 79). Хотя в 2009 году тарифы для МУП «Челябгортранс» на подключение выросли, они остались ниже, чем в других уральских городах. По данным ЕТО области, в Челябинске киловатт-час для транспортников обходится в 2,28 рубля, в Перми — 2,57 рубля, в Екатеринбурге — 2,77 рубля, в Кургане — 4,06 рубля. Ни в одном из этих городов электротранспорт не пользовался льготами, всегда платил по полной программе. При этом стоимость проезда в Екатеринбурге, Кургане, Уфе, как и в Челябинске, составляет 10 рублей. При тех же энерготарифах жители Златоуста платят девять рублей, Миасса — восемь.
Несмотря на новые тарифы и условия работы, челябинские транспортники взаимодействуют с Челябэнергосбытом на основании договоров, заключенных еще в 2003 году, и оплачивают электроэнергию, как и население, по факту потребления. Как сообщила пресс-секретарь ОАО «Челябэнергосбыт» Лариса Ефстафьева, МУП «Челябгортранс» почему-то решило платить за электроэнергию по собственным, выдуманным тарифам. Хотя расценки устанавливают даже не энергетики, а Единый тарифный орган (при этом 81 процент от тарифа определен Федерацией).
Начальник отдела транспорта и связи министерства строительства области Валерий Усанов отмечает, что льготным тарифом МУП «Челябгортранс» пользовался продолжительное время. Несмотря на это, у него постоянно возникали проблемы с платежами. Значит, дело все-таки не в повышении тарифа, а в том, что предприятие в принципе не способно оплачивать свои расходы. Муниципальный транспорт стал неконкурентоспособным из-за повышения стоимости проезда в автобусах, из-за неэффективного графика движения. Ждать автобус 30—40 минут сейчас не согласны даже пенсионеры. Некоторые из них уже пересели на маршрутки за 10 рублей.
По мнению Валерия Усанова, самые большие расходы у муниципальных транспортников связаны с зарплатой и топливом. Оттого, что стоимость билета в автобусах была увеличена с 8 до 12 рублей, доходная часть предприятия не увеличилась. Она, наоборот, упала. Чтобы вывести компанию из кризиса, необходимо убрать трех-четырехслойную систему управления (управление транспортом — крупные предприятия — филиалы). Управление транспорта должны ведать более-менее самостоятельными предприятиями, которые как можно меньше связаны между собой. На сегодня муниципальные транспортники тонут все вместе.
— Нашим транспортникам нужно поднабраться опыта у тех регионов, где эта система работает. Например, в Башкирии, Татарстане. И не суть, в какой собственности будет предприятие, муниципальное или акционерное общество, — считает Валерий Усанов. — Если оно продолжит работать так же неэффективно, проблемы будут расти как снежный ком. Уже сегодня, несмотря на дотации из области и города, муниципальные транспортники не могут набрать необходимое количество пассажиров для обеспечения нормального выживания. А если льготники смогут ездить и на маршрутках (например, их владельцы приобретут необходимую технику для считывания социальных карт), то муниципальный транспорт вообще канет в Лету.
Между тем сегодня в администрации Челябинска ни слова не говорится о повышении эффективности работы муниципального транспорта. Вице-мэр Владимир Алейников в своем комментарии вновь говорит о том, что тариф на электроэнергию для транспортников сильно завышен:
— В январе МУП «Челябгортранс» получило от Челябэнергосбыта счет на сумму около 10 миллионов рублей, а в феврале — уже на 20 с лишним миллионов. В бюджете Челябгортранса и самого Челябинска такие средства не заложены. Сегодня долг предприятия, по данным энергетиков, около 57 миллионов рублей. Мы внимательно изучили постановление ЕТО, в котором приняты увеличенные тарифы. По указанному там порядку подали определенные документы для того, чтобы снизить тариф. Челябгортранс всегда пользовался льготами в оплате за электроэнергию. Кроме того, предприятие имеет все признаки бюджетного финансирования, а значит, может считаться льготником. Сегодня мы проводим регулярные встречи с Челябэнергосбытом и Единым тарифным органом. Тем не менее на прошлой неделе началось частичное ограничение напряжения на тяговых подстанциях. Сегодня остановлены троллейбусные маршруты № 17, 22 и 26, временно не обслуживаются улицы Братьев Кашириных и Молодогвардейцев. Эти троллейбусы перераспределены на другие маршруты, а на улицах, оставшихся без электротранспорта, увеличено количество автобусов. В прошлую пятницу мы договорились с Челябэнергосбытом оплатить текущие платежи и составить график погашения задолженности. Мы согласны погашать сумму долга в два раза меньшую, чем заявляет Челябэнергосбыт.
По словам Сергея Образцова, у областного тарифного органа нет полномочий уменьшать или увеличивать тариф на электроэнергию для отдельных предприятий. Что касается попыток МУП «Челябгортранс» причислить себя к бюджетным организациям, они кажутся председателю ЕТО бесперспективными.
Еще в начале 2008 года в СМИ сообщалось, что Челябгортранс будет акционирован. Инициатива исходила от самой администрации Челябинска, причем она хотела быть единственным акционером предприятия. Считалось, что с новой организационно-правовой формой у него будет меньше проблем с перевозкой льготников. Как комментировал тогда вице-мэр по транспорту Владимир Алейников, у частного предприятия есть законодательная база, где прописаны механизмы для того, чтобы взыскать недоплату за областных и федеральных льготников. Но, видимо, в администрации оценили ситуацию и поняли, что с таким управлением Челябгортранс просто не выдержал бы конкуренции с частниками.
Эксперты сходятся в том, что властям Челябинска и руководству городского транспорта надо коренным образом менять систему управления социально значимой городской отраслью. Одним выпрашиванием денег у области проблему не решить.
Реакция губернатора
Положение общественного транспорта Челябинска сегодня обсуждалось и на оперативке у губернатора Петра Сумина.
— Не надо создавать тупиковую ситуацию, — обратился глава области к руководителю муниципалитета Михаилу Юревичу. — В городе есть мэр и городская Дума. Садитесь и решайте проблему.
Петр Сумин дал понять: ресурсы у муниципалитета есть. Бюджет города меньше пострадал от кризиса, чем региональная казна. При этом именно область финансирует такие социальные статьи, как, например, зарплата педагогов.
Андрей СВЕТИН
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве