Куда едут муниципальные колеса

Куда едут муниципальные колеса

В Магнитогорске создается единое транспортное предприятие.

На покрытие убытков муниципальных транспортных предприятий в городе сталеваров в 2008 году было потрачено 42 миллиона рублей. Если ничего не предпринимать и не менять в сфере общественного транспорта, то в текущем году убытки от деятельности муниципальных перевозчиков составят 89,6 миллиона рублей.

— Ситуация непростая, — говорит начальник отдела транспорта и связи управления инженерного обеспечения, транспорта и связи городской администрации Михаил Куцепендик. — Далеко не все рейсы, совершаемые городскими автобусами и трамваями, рентабельны. Прибавьте к этому рост тарифов на электроэнергию. С начала года для треста «Электротранспорт» он составил 86 процентов. При этом муниципальный транспорт, в отличие от частных перевозчиков, находится под постоянным контролем многих проверяющих организаций. А выполнение требований по соблюдению безопасности транспорта — дело весьма затратное.

Осознав, что жить по старым правилам при растущих убытках — непозволительная роскошь, магнитогорцы всерьез занялись поиском выхода из транспортного тупика.

Снижение затрат

Первым делом взялись внедрять энергосберегающие технологии. Изучили практически весь процесс перевозок, чтобы выяснить, на чем можно сэкономить.

— В этом нет ничего принципиального нового, — считает Михаил Куцепендик. — Любой хозяйственник в рамках антикризисного управления занимается оптимизацией своих расходов. Где-то вместо двух трамвайных вагонов на линии вышли одновагонные составы. А где-то вместо большого отправили в рейс автобус меньшей вместимости. Нельзя сказать, что эффект от проведенных мероприятий исчисляется миллионами, но работать в этом режиме необходимо всегда.

Слияние предприятий

Магнитогорские власти могли пойти по пути создания единой транспортной управляющей компании, как это сделали их коллеги в областном центре. Но выбор был сделан в пользу слияния двух предприятий. Трест «Электротранспорт» и АТП № 1 имеют давнюю историю, в них есть аналогичные службы. Но в результате объединения не произошло значительного высвобождения рабочих рук: преобразования коснулись в основном управленческого аппарата.

Вместо двух контор получили сокращенный управленческий аппарат. Существует возможность объединения территории двух предприятий, что позволит оптимально использовать высвободившиеся площади. Кроме того, и электротранспортники, и автобусники имеют немало активов: в разных точках города находятся диспетчерские пункты, депо и так далее.

Слияние предприятий позволяет создать оптимальную маршрутную сеть, в которой оба вида транспорта перестанут дублировать друг друга, а будут только дополнять. Транспортники не просто снизят расходы на одну поездку, но и дадут возможность пассажирам пользоваться единым проездным билетом.

— Мы надеемся, что магнитогорцы, выйдя на остановку общественного транспорта, смогут добраться до любой точки города, совершив необходимое количество пересадок, — говорит Михаил Куцепендик. — При этом поездка в оба конца обойдется им в среднем в 20 рублей, если они приобретут единый проездной билет за 500 рублей. Мы надеемся, что это обстоятельство привлечет к нам больше пассажиров. Они смогут оценить все достоинства объединенной транспортной компании.

Предполагается, что экономический эффект от слияния двух крупных городских перевозчиков за счет снижения эксплуатационных затрат и высвобождения технического персонала составит около семи миллионов рублей. За счет увеличения пассажиропотока они смогут получить дополнительно 32 миллиона рублей.

Спутниковая система на службе транспорта

Согласно замыслу, собранная воедино транспортная сеть станет куда более управляемой и удобной для пассажиров. Достаточно сказать, что на службу новому предприятию власти города готовы призвать спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС.

Из единого диспетчерского центра будет управляться вся транспортная сеть города. При желании возможностями центра могут воспользоваться и частные перевозчики. Единое расписание можно будет составить с учетом всех транспортных единиц. И управлять работой трамваев и автобусов станет гораздо легче. Сейчас, когда перегружены садовые маршруты, на которых задействованы автобусы, трамваи должны полностью закрыть все потребности пассажиров на тех маршрутах, с которых пришлось снять автобусы.

Городские власти к разработке расписания единой пассажирской сети привлекли ученых Магнитогорского государственного технического университета имени Григория Носова. А те тщательно изучают пассажирообразующие объекты и пропускные возможности основных городских магистралей, чтобы в дальнейшем создать новые маршруты. Уже в этом месяце предложения рабочей группы будут представлены на суд администрации и народных избранников.

Рассчитывать на дотацию или зарабатывать?

Так звучит главный вопрос для муниципальных транспортников не только в крупных городах нашего региона. Финансовое состояние большинства муниципальных перевозчиков таково, что они находятся на грани выживания.

По мнению Михаила Куцепендика, выжить без поддержки бюджета муниципальному транспорту невозможно. Потому что помимо оказания услуги по перевозке людей транспортники выполняют определенные социальные функции. Например, только муниципальные транспортники перевозят льготников.

При этом необходимо навести порядок на рынке транспортных услуг. Давно пора принять необходимые законодательные акты, которые бы регламентировали деятельность частников. А пока брешь в законодательстве не позволяет уравнять всех перевозчиков не только в правах, но и в обязательствах перед теми же льготниками.

Транспортный вопрос вызвал живой отклик у участников недавнего заседания координационного совета союза представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации, который состоялся в Магнитогорске.

Денис Ушаков, заместитель главы города Перми:

— Мы ратуем за наведение порядка, за принятие закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации». Никакие меры, которые мы предпринимаем совместно с ГИБДД, не помогают. То, что творится в городе с маршрутными «Газелями», иначе как беспределом назвать нельзя. После того, как этот вопрос будет решен, проясниться картина и с муниципальным транспортом.

Василий Гвоздев, председатель городской Думы Ульяновска:

— Дотации на нужды городского транспорта в нашем муниципалитете составляют свыше 120 миллионов рублей. Дотировать транспорт надо, иначе он не выживет. К тому же у нас десять процентов населения — это инвалиды, поэтому мы должны выделять деньги на их перевозку из бюджета.

Александра Баданина, председатель городской Думы Череповца:

— У нас в городе три муниципальных транспортных предприятия. Работают они без убытков, все рентабельны. Что касается маршрутных такси, то мы смогли договориться с частными перевозчиками. Они перевозят льготников и работают по тем правилам, которые существуют для всех транспортников. Несмотря на отсутствие законодательной базы, с руководителями частных фирм удается договориться.

Евгений Гончаров, депутат Магнитогорского Собрания депутатов:

— Когда на заседаниях нашего Собрания зашла речь об ограничении количества поездок, я всегда голосовал против. Однако поддерживаю администрацию в ее попытках найти пути выхода из транспортного тупика. Поэтому я - за разумный баланс интересов. Дотировать муниципальный транспорт надо, чтобы не развалить окончательно. Тем не менее, необходимо спрашивать за каждый потраченный рубль.

мебель на заказ Щербинка

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

ремонт трубогибов в Нижнем Новгороде
VK31226318