Вечная память тебе, Кузьма
Бизнес на смерти питомцев
На щитке платных объявлений возле трамвайной остановки висел листочек организации «Тимур и его команда». В широком списке предоставляемых услуг (перевозка грузов, вывоз строительного мусора, сборка мебели и т.д.) последним пунктом значилось: «Организация захоронений домашних животных». Многообещающая бумажка снизу была разрезана на отрывные полоски с номером контактного телефона, гарантировалась десятипроцентная скидка.
Звоню в компанию, спрашиваю, действительно ли предоставляется такая услуга. Растерянный мужской голос отвечает утвердительно.
- А как вы все это организовываете?
- Увозим трупы на мукомольный комбинат, там их перемалывают.
Представившись трепетно любящей своего усопшего питомца хозяйкой, интересуюсь:
- А разве только перемалывают? В объявлении же было написано «захоронение». Нельзя ли просто где-нибудь закопать, или вы этим не занимаетесь?
- Почему не занимаемся. И это делаем.
- А где хороните?
- Да где скажете, там и похороним. Обычно в лесочке где-нибудь.
Чтобы узнать усредненные расценки, я назвала своего любимца спаниэлем - побольше кошки, поменьше крупной собаки. Чтобы превратить в муку тело подобного песика, нужно выложить около двух тысяч рублей. Похороны же с вывозом из дома, но без изготовления памятника, обойдутся на полторы тысячи дороже.
Делать бизнес на смерти питомцев - давняя выдумка. Идея принадлежит американцу Самюэлю Джонсону, который в 1896 году создал кладбище домашних животных, где на сегодняшний день покоится прах нескольких десятков тысяч меньших братьев. Подобные кладбища есть и в Европе. Российские бизнесмены относительно недавно поняли, что организация ритуальных услуг для животных может стать выгодным предприятием.
В интернет-поисковиках по Челябинску на запрос: «Ритуальные услуги для животных» удалось найти еще одну организацию, занимающуюся таким специфическим бизнесом - ООО «Эндория». Информация на сайте kirovka.ru была очень заманчива и вызывала доверие. Оговаривая, что по законодательству захоронение трупов в землю запрещено, фирма предлагала кремировать усопших любимцев, представляли «большой выбор керамических урн», а также скидки на свои услуги для пенсионеров и инвалидов.
Только круглосуточный телефон диспетчерской службы утром, днем и вечером не отвечал. А когда я пришла по адресу организации, чтобы проверить ее реальное существование, оказалось, что таковая есть, но двери в офис наглухо закрыты. Вахтер сказала, что начальник постоянно в командировках, но есть бухгалтер, который появляется по утрам.
Нельзя очеловечивать животных?
На окраинах городских кладбищ нередко стоят могилки поскромнее, без оградок и лавочек рядом - это захоронения домашних животных. На них также можно натолкнуться в скверах, парках и лесах. Одно из самых известных в Челябинске находится рядом с пересечением улиц Молодогвардейцев и Братьев Кашириных. Часто с той же целью используются и сады.
Рядом с Успенским кладбищем мы нашли два участка с захоронениями домашних животных. Маленькие и большие мраморные надгробия с трогательными эпитафиями: «Нашему дорогому Арчи», «Любимому коту». Потускневшие и покосившиеся деревянные крестики, ржавые металлические таблички с почти истершимися фотографиями и датами. На самой окраине стоит крохотный памятник и плита, накрывшая могилку: «Кузя-бродяга. Вечная память тебе, Кузьма. 2008-2009».
- Это наш котенок, - добродушно делится рабочий из салона по изготовлению памятников, располагающегося на территории кладбища, - черненький такой. Всего год ему был. Собаки загрызли. Вот наши парни ему и поставили плиточку.
- Вы и для животных надгробия изготавливаете?
- Ну да. Видите ведь? - мужчина указывает рукой на мини-кладбище.
- И дорого это?
- Средненький такой, в высоту сантиметров 40-50, обойдется в две с половиной тысячи рублей вместе с надписью. Только фотографию сами сделаете. А если еще закопать надо, то за три все устроим.
- Все по-разному своих животных хоронят. Рыбок вообще в унитаз смыть можно, - размышляет Настя, хозяйка кота Феликса. - А вот кошек, собак как-то жалко отдавать на утилизирующий завод. У меня лет десять назад была кошка. Когда заболела, мы просто увезли ее в деревню. Она ушла куда-то и все. Так, думаю, и с Феликсом поступим в случае чего. А если на руках умрет, лучше сами где-нибудь похороним.
- Земля - не свалка и не одно большое кладбище, - говорит главный врач Челябинской ветеринарной станции Иван Полосков. - Есть места, где перерабатывают тела кошек и собак, надо туда и обращаться.
- Но многие хозяева относятся к своим питомцам, как членам семьи. И их передергивает при одном только слове «переработка».
- Нельзя очеловечивать животных! - горячится главный врач. - К старению и смерти своего любимца нужно относиться как к естественному процессу. Срок жизни собак, кошек и другой живности намного короче. За первым питомцем последует второй, дальше третий… Что касается переработки, то ведь и с людьми так поступают - их тела тоже кремируют, и это нормально. Как хозяин вы останетесь честны перед своим животным. Его труп сгорит, а не будет где-то валяться и гнить.
После смерти им места нет…
Из всех кладбищ домашних животных на территории областного центра нет ни одного легального. По ветеринарно-санитарным правилам трупы четвероногих питомцев причисляются к биологическим отходам, уничтожение которых «путем захоронения в землю категорически запрещается».
- Поймите, это необходимо для поддержания экологической и эпизотической безопасности, - говорит Иван Полосков. - Землеотвод под любое кладбище определяется специальной комиссией, которая проверяет уровень залегания подземных вод, чтобы исключить вероятность попадания продуктов гниения в эксплуатирующиеся водоемы. Если человек умирает от какой-то опасной болезни, его тело обязательно кремируют, так мы поступаем и с трупами животных. В области есть два места, где можно утилизировать своего умершего питомца: это биотермическая яма при Горэкоцентре и Увельский утилзавод, там и происходит кремация. А создавать для собак и кошек такие же кладбища, как для людей, просто нереально. Животные ведь не регистрируются государством: когда кто родился, когда и от чего умер. После смерти своего любимца хозяин, конечно, обязан известить специалистов, чтобы те определили ее причину и порядок утилизации трупа. Но далеко не все обращаются, поэтому нет четкого учета - как погибло животное, не заразно ли оно. Это и есть главная причина невозможности таких кладбищ.
По закону на нарушителя ветеринарно-санитарных правил налагается штраф, размер которого определяется в суде.
Это отслеживает ветеринарная санитарная экспертиза.
- Стихийные кладбища животных мы никак не можем контролировать, - говорит заведующий отделом санэкспертизы городской ветеринарной станции Андрей Горожанин. - У них ведь нет хозяина, значит, некого привлекать к ответственности. Вот недавно было предписание из прокуратуры, основанное на жалобе челябинца. Нужно было проверить, нет ли на территории Успенского кладбища несанкционированного захоронения трупов четвероногих питомцев. Мы съездили с инспекцией туда, осмотрели - информация не подтвердилась.
Странно, что ветврачи не увидели красивых могилок Кузе и Арчи на Успенском кладбище. Как оказалось, договор о сотрудничестве с Горэкоцентром у Увельского утилзавода разорван. Поэтому челябинцам надо обращаться туда самостоятельно. Но люди не знают о таких услугах. Поэтому, как и прежде, нарушают санитарные требования: кладбища домашних животных в лесах разрастаются, а «тимуровцы» продолжают зарабатывать на хлеб с маслом.
Почему эта деятельность Горэкоцентра и утилзавода никак не популяризируется? В ветстанции ответили, что по мере поступления к ним вопросов разъяснительная работа проводится. А рекламировать это вроде и незачем - слишком специфический вид услуг.
Получив пояснения санитарных врачей, позвонила «тимуровцам». Когда коснулась соблюдения санитарных норм, голос в трубке стал нервным:
- Не понимаю, зачем это вам нужно?!
Разговор прервался. Через несколько дней рекламный текст на щитках у остановок, представляющий «тимуровцев», немного изменился - из перечня услуг пропала последняя, по организации похорон домашних любимцев.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве