Август будет прохладнее, чем ожидалось
Погода в последнее время все больше нас удивляет и настораживает. То опасные молнии, то невероятные громовые раскаты, то вихри, похожие на те, что бывают в Америке, только в «мини»-варианте.
Что происходит «на кухне» погоды мы попросили рассказать начальника метеопрогнозов Челябинского гидрометцентра Надежду Ячменеву.
- Надежда Владимировна, расскажите подробнее о работе синоптиков. Как делаются прогнозы погоды в Челябинске и области?
- Работа синоптика строится на анализе фактической информации, которая поступает в виде карт погоды. Это обычная географическая карта, на которой на месте расположения пункта наносится фактическая погода за один и тот же срок. Атмосферные фронты несут облачность, осадки, усиление ветра, грозы, потепление или похолодание. При этом для каждого участка характерна своя погода. Антициклоны, как правило, формируют малооблачную и сухую погоду, летом жаркую, зимой морозную. Но это в общих чертах, на практике все значительнее сложнее, так как по мере развития воздушные массы меняют свои свойства, и циклон постепенно ослабевает, смещается медленнее, но иногда может вновь углубиться и регенерировать.
Для исследования верхних слоев атмосферы выпускаются радиозонды – это воздушные шары, наполненные водородом. Радиозонд поднимает на высоту до 25-40 километров приборы, определяющие температуру, влажность, давление, ветер. Это делается на аэрологических станциях 1-2 раза в сутки. Раньше зондирование проводили четыре раза в сутки.
Аэрологических станций намного меньше, чем наземных. У нас в области радиозонд не выпускается, ближайшие пункты – Курган, Екатеринбург, Уфа. Кроме этого, существуют спутниковые снимки облачности и данные метеолокатора (МРЛ). Эта информация очень помогает в летнее время при прогнозе грозы, ливней, града, шквалов и смерчей. Но локатора в Челябинске тоже нет, а спутниковая антенна есть.
Для того чтобы составить прогноз на одни сутки, необходимо проанализировать 30-40 карт и это только фактических. Есть еще прогностические карты, рассчитанные по фактическим данным с помощью ЭВМ. Но данные в них с определенной погрешностью, так как в этой системе неизвестных больше, чем самих уравнений. Расчеты производятся в мировых прогностических Центрах (Москва, Вашингтон, Рединг, Брекнелл, Токио). Благодаря Всемирной Службе Погоды данные доступны для каждого областного Гидрометцентра, они обновляются два раза в сутки, и чем больше заблаговременность, тем больше погрешность.
Наиболее достоверными считаются расчеты на шесть дней. Но чтобы составить прогноз необходимо проанализировать уже 200-300 карт погоды. А можно просто представить эти расчеты в виде таблицы, как это делается на большинстве сайтов интернета. Но там обычно предупреждают, что данные без синоптического контроля, поэтому достоверность прогноза снижена.
- Какие проблемы есть у челябинской службы прогнозов?
- Проблем у гидрометслужбы много, и, в конечном счете, все упирается в финансы. Нужны новые автоматизированные наблюдательные станции, МРЛ. Но без кадров все равно не обойтись. Работа очень специфичная, нужно специальное образование и большая подготовка. Просто так с улицы человек не сможет работать не только синоптиком, но и наблюдателем на метеостанции. Челябинские вузы таких специалистов не готовят, да их и не требуется много. В Перми, например, выпускают метеорологов – и там недостатка в синоптиках нет. Но пригласить молодых специалистов из Перми или Санкт-Петербурга мы не можем, так как не обеспечиваем жильем. Пока дорабатывают старые кадры: средний возраст синоптика у нас в отделе 52 года. Да и не факт, что в ближайшее время «молодые» кадры не разбегутся из-за низких зарплат. Два синоптика по возрасту могут хоть завтра уйти, а замены им нет.
- Недостаток кадров сказывается на объемах работы?
- Да, работы много, а штаты рассчитаны только на составление краткосрочных прогнозов погоды (на одни сутки). На 2-3 суток прогнозы составляют для Челябинска, Кургана и Перми свердловские синоптики, там штаты побольше. Но мы эти прогнозы все равно уточняем, потому что местные синоптики лучше знают особенности своего региона. А вот для составления долгосрочных прогнозов у нас возможности нет, там нужна база данных, которая имеется лишь в Гидрометцентре России - и не в электронном виде. Прогноз там составляют по году-аналогу, достоверность его не превышает 70 процентов. Поэтому и нареканий к такому прогнозу много, и озвучивать его иной раз не хочется. Ругают-то нас. Однако пока другой технологии нет, а эти прогнозы иногда неплохо оправдываются.
Кстати, в Гидрометцентре России такие же проблемы. А ведь в начале прошлого столетия люди только мечтали о прогнозе на несколько дней. Надеюсь, скоро появятся новые методики, если конечно эти научные работы будут финансироваться. Я считаю, что самое важное в нашей работе - это спрогнозировать опасные явления погоды, такие как сильные морозы, заморозки, сильные дожди, снегопады, усиление ветра, способные помешать нормальной жизнедеятельности. Если нам удается предупредить опасную погоду за 1-3 дня, то это здорово.
- Чем-либо первые два месяца нынешнего лета отличались от прошлогодних?
- Летние месяцы в последние три года во многом похожи. Это и поздние заморозки (в 2007-2008 годах в июне, в этом - в начале июля), и повышенная грозовая деятельность, и периодические похолодания. В прошлом году в июне среднемесячная температура воздуха оказалась близкой к норме, а в июле на 2-4° теплее, в этом июнь на 1-4° теплее, а июль около нормы. Связано это, как всегда, с особенностями общей циркуляции воздуха в атмосфере. В последние годы в летнее время у нас преобладает меридиональная циркуляция, когда на высоте преобладает северные потоки, с которыми приходит прохладный арктический воздух. Иногда потоки меняются на южные, и тогда на Урал смещаются южные циклоны с обильными дождями. Усиление циклонической активности способствует грозам.
- И все же многие замечают, что этим летом ночные и дневные температуры сильно отличаются (обычно так бывает в осенний период). Раньше переход от ночи к дню был более сглаженным по температуре. С чем это связано?
- При меридиональном переносе воздушных масс перепады температур всегда ощутимее. Или воздух поступает с севера, или с юга – разница конечно заметнее. Если бы преобладал западный перенос, то погода была бы более однородная.
- Многие южноуральцы замечают, что молнии бывают разного цвета. С чем это связано? И можно ли при помощи молнии предсказать, что нас ожидает - дождь или град?
- Молнии действительно бывают разного цвета и формы, но исследований на эту тему мало, обычно молнии наблюдаются уже при сильных грозах - тогда и ливни, и град возможны. Предсказания по молнии могут быть лишь совсем небольшой заблаговременности. Здесь уж лучше смотреть на облако. Чем больше его мощность, чем темнее основание, тем более вероятен ливень и град. Ну а вообще в метеорологии до сих пор много загадок. Атмосферные процессы сложны и грандиозны по своим масштабам, в них заложено большое количество энергии, которую может мы когда-нибудь научимся использовать в своих целях. Но я сомневаюсь, что даже тогда вероятность долгосрочных прогнозов будет большая. Ведь не только человек зависит от погоды, но и он сам свои воздействием на окружающую среду влияет на атмосферные процессы.
- Надежда Владимировна, какой же погоды нам ждать в августе?
- Что касается месячных прогнозов, составляемых в Гидрометцентре России, то июльский прогноз в этом году «не пошел» и прогноз на август тоже уже изменился. Сначала август ожидался теплее нормы, а сейчас предполагается около нормы. Преобладающая температура ночью 8-14°, днем 19-25°, в конце месяца похолодание ночью до 4-9°, днем до 15-20°.
Дожди наиболее вероятны в первой и второй декадах. Однако напоминаю, что прогнозы эти осредненные и не могут предсказывать кратковременных перепадов температуры или опасных явлений.
Справка
Надежда Владимировна Ячменева
Сразу после школы поступила на географический факультет Пермского госуниверситета. Выбирала профессию, исходя из необычности этой работы - о зарплатах это поколение не задумывалось. В профессии больше привлекала романтика и любимые предметы. В 1979 году Надежда Ячменева закончила вуз, получила диплом по специальности инженер-метеоролог, затем по распределению пошла работать синоптиком в аэропорт. В 1985 году перевелась в Челябинский Гидрометцентр, где с 2001 года возглавила отдел метеопрогнозов. Стаж работы в гидрометслужбе - 30 лет. Семейный стаж больше – 33 года. Два уже взрослых сына, старший женат, работает, младший пока еще студент. Оба выбрали специальность программиста.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве