Автобусы станут безопаснее
С 1 января 2010 года все российские автобусы, выполняющие междугородные перевозки, снабдят ремнями безопасности и специальными приборами - тахографами.
Все междугородные автобусы должны оборудовать аппаратурой для контроля за водителем. Каждый кандидат на получение водительских прав пройдет курс обучения по оказанию первой помощи. Более жесткой станет система наказания злостных лихачей. Эти и многие другие задачи поставил перед правительством Президент РФ Дмитрий Медведев.
Тахографы
Как сообщает сайт kremlin.ru, к началу следующего года на всех междугородных автобусах и дальнобойном транспорте установят специальные приборы контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Об этих приборах, так называемых тахографах, речь идет давно. С 1 января 2010 года такая аппаратура появится и позволит сотрудникам Госавтоинспекции в любой момент отследить, не превысил ли шофер безопасную норму работы за рулем (без отдыха не более шести часов). По мнению ГИБДД, многих страшных аварий, произошедших в последнее время, при помощи этих приборов удалось бы избежать.
Возможности техники настолько велики, что позволят даже узнать, когда и на сколько человек за рулем превысил скорость.
Сейчас тахографы необязательны: хочет хозяин автопредприятия оборудовать им свою технику - пожалуйста, нет - тоже ладно. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) уже предусмотрено наказание за управление транспортным средством с неработающим тахографом.
«Золотой час» и первая помощь
По сообщению правительственного издания «Российская газета», президент также поручил кабинету министров представить предложения, которые должны узаконить жесткие временные нормативы для прибытия на место аварии медиков, спасателей и сотрудников ГИБДД. У врачей есть понятие «золотой час». По статистике, в течение этого времени погибают до 80 процентов пострадавших в аварии, если им вовремя не оказана медицинская помощь.
Нормативы, в которые должны укладываться оперативные службы, существуют и сейчас. Для населенных пунктов время прибытия на аварию с пострадавшими не должно превышать 20 минут. По всей видимости, этот норматив будет скорректирован и прописан не только во внутренних уставах ведомств.
За решение проблемы быстрой доставки в больницы пострадавших в ДТП выступает и Общественная палата РФ. Ее члены предложили правительству разработать федеральную целевую программу «Санитарная авиация России», которая предусматривала бы приобретение вертолетов и самолетов медицинского назначения с их последующей передачей в субъекты РФ для нужд санитарной авиации. Сейчас у медицинских служб нет своих летательных аппаратов.
Кроме того, у Правительства РФ есть месяц, чтобы разработать и принять нормативные правовые акты, разделяющие полномочия и ответственность при обеспечении безопасности на дорогах между федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти. Сегодня подобные правила нигде четко не прописаны. Эту сферу официально курирует только МВД, хотя соблюдать и обеспечивать безопасность на трассах должны многие ведомства. Это знаки, дорожная разметка, светофоры, ограждения, тротуары, организация пешеходных переходов и многое другое. Эти вопросы, согласно поручению Дмитрия Медведева, должны быть решены до 1 октября.
Президент также поручил правительству доработать проект закона, который внесет изменения в статью 39 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». В документе должны быть уточнены требования к оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Предполагается, что он будет принят уже в сентябре. В этом законе конкретизируются понятия «первая помощь» и «скорая помощь». До сих пор автоинспекторы боялись оказывать помощь раненым, чтобы не причинить вред, за который потом придется отвечать. Новый закон не просто позволит, но обяжет милиционеров это делать.
Вообще первой помощи на дороге президент уделил особое внимание. Он потребовал разработать комплекс мер, который позволит обучать кандидатов в водители приемам оказания доврачебной помощи пострадавшим в авариях. Изменятся и правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Обязательным станет практический экзамен по оказанию доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия.
Дмитрий Медведев также поручил разработать федеральный закон о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения, в котором были бы прописаны периодичность и порядок проведения обязательных медицинских освидетельствований водителей, а также перечень медицинских противопоказаний для них. Сегодня машиной могут управлять люди, стоящие на учете в психоневрологическом или наркодиспансерах. Медицинскую справку получают все водители или кандидаты на получение права, но положа руку на сердце сейчас это не более чем формальность. Теперь глава государства указал представить предложения по установлению ответственности докторов, проводящих освидетельствование и выдающих справки о годности водителя к управлению машиной.
Ужесточение КоАП
Еще один наказ президента - до 1 октября представить предложения по внесению изменений в, казалось бы, и без того весьма жесткий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Речь идет об усилении административного наказания за нарушение ПДД. Кроме того, многие нормы КоАП просто не согласуются с правилами дорожного движения. Например, правила требуют пристегиваться во всех случаях, кроме тех, когда ремни не предусмотрены конструкцией автомобиля. В то же время в кодексе исключение сделано для транспорта, не оборудованного ремнями безопасности. Другими словами, если ремни конструкцией предусмотрены, а водитель их по своей инициативе снял, ответственность за это ему не грозит. В связи с высокой детской смертностью на дорогах президент поручил увеличить продолжительность обучения в дошкольных и общеобразовательных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах. При необходимости внести изменения в государственные образовательные стандарты. Сегодня обучение детей поведению на дорогах ограничивается лишь одним часом в… год.
В свою очередь министр внутренних дел РФ генерал армии Рашид Нургалиев в связи с резким ростом числа погибших в ДТП приказал своим подчиненным прекратить «милицейскую вакханалию» на дорогах. Все стражи порядка будут пересдавать на водительские права и экстремальное вождение наравне со всеми другими гражданами России. Они должны строго соблюдать правила дорожного движения. По словам Нургалиева, в случае, если руководитель подразделения чувствует, что его сотрудник в экстремальных условиях не способен выполнить поставленную задачу с использованием служебного автомобиля, его необходимо отстранять от управления транспортным средством.
Аварии
Напомним, минувшим летом в России произошло несколько крупных ДТП с участием междугородного общественного транспорта. В авариях погибли десятки людей. Авария, унесшая жизни 21 человека, в том числе двух детей, произошла 24 июля в Ростовской области. На трассе Ростов-Краснодар бензовоз КамАЗ выехал на полосу встречного движения и врезался в рейсовый автобус «Икарус», следовавший из Краснодара в Таганрог.
- Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс дорожного движения. ДТП под Ростовом - это просто преступление, - прокомментировал трагедию Д. Медведев.
30 июля на Минском шоссе в Можайском районе Московской области микроавтобус «Мерседес» столкнулся с МАЗом. Восемь человек получили травмы.
В ночь на 20 июля междугородный автобус, следовавший из Томска в алтайский город Яровое, возле райцентра Ордынское Новосибирской области не вписался в поворот, слетел с трассы и перевернулся. В автобусе в момент аварии находились 49 человек, в том числе двое водителей. Девять человек, в том числе один ребенок, погибли, 37 были госпитализированы.
Рейсовый автобус и автомобиль «Ауди» лоб в лоб столкнулись 24 июля на горном перевале Молдовановка в Краснодарском крае. В ДТП погибли два человека (супружеская пара) и пострадал их малолетний ребенок.
25 июля в Москве, на 26-м километре МКАД, грузовик МАN протаранил автобус ПАЗ, стоявший на остановке. Автобус выехал на вторую полосу движения и столкнулся с еще одним грузовиком. В ДТП пострадали 14 человек.
29 июля утром на трассе Элиста-Волгоград двухъярусный автобус Neoplan, следовавший из Махачкалы в Москву с 28 пассажирами, упал набок в 40 километрах от Элисты. В ДТП погибла 20-летняя девушка, еще пять человек были доставлены в республиканскую больницу. По предварительным данным, водитель автобуса заснул за рулем.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве