Капля счастья в банке с супом

Капля счастья в банке с супом

В Свято-Казанском женском монастыре бездомных кормят горячими обедами.

Каждый день к стенам святой обители в назначенное время приходят те, кто по разным причинам оказался без крыши над головой и денег в кармане. Мужчины и женщины терпеливо ждут, когда откроется заветное окошко и начнут раздавать обеды. Практически все эти люди похожи: обветренные, почерневшие лица, давно немытые волосы, грязная, дурно пахнущая одежда. Но в Казанском женском монастыре жалеют и кормят бездомных и нищих.

Люди в черном

Свято-Казанский женский монастырь расположен в оживленном районе Троицка: с одной стороны - однообразные пятиэтажки, с другой - гаражи. Монастырь занимает сравнительно небольшую территорию. На ней размещается величественный храм Преображения Господня, игуменский корпус, в кельях которого живут монахини, часовня и аккуратный сад-огород с ухоженными грядками и фруктовыми деревьями. Рядом с цветами растут капуста, картофель, огурцы, морковь. Огород небольшой, но требует ухода. Почти все обитатели монастыря - старушки, давно достигшие пенсионного возраста. Маленькие, чуть сгорбленные, в черных рясах и наглухо повязанных платках, они неслышно семенят по двору монастыря, делая каждая свою работу.

Попадаешь сюда - и время словно замедляет свой бег. Оказавшись в темном коридоре, я поначалу растерялась. Неизвестно откуда появилась монахиня в черном одеянии и строго спросила о цели моего визита. Затем направила в келью к настоятельнице монастыря матушке Ксении.

- Во все времена засуху и неурожай монастыри и храмы кормили обездоленных. Вот и приходят они сюда. А куда еще им, бедным, податься в нашем городе? - вопрошает игуменья Ксения. - В миру счастья не найдешь. Спастись можно, но счастье должно быть не в богатстве, а в знании Бога и страждущего своего: нужно помогать нищим, убогим и больным. Но кто же теперь помогает? Нас даже в прокуратуру вызывали, потому что местные жители написали письмо: дескать, во дворе от бомжей, которых мы кормим, проходу нет. Но мы все равно продолжаем их кормить.

Тихая трапеза

Раздает скромный монастырский обед инокиня Манефа. Она немногословна да к тому же плохо слышит. Поэтому на все мои вопросы отвечает неохотно. В монастыре живет десять лет: молится и трудится, прилежно выполняя послушания.

- А для бездомных вы специальную еду готовите?

- Да, почти всегда. Вот сегодня щи из свежей капусты с фасолью. Капусты в этом году много уродилось, да и фасоль своя. Мы сами такие щи сегодня кушали. Вкусные! А еще подаем то, что остается от вчерашней трапезы. Готовит трапезу и для нас, и для них инокиня Иннокентия.

Инокиня Манефа нарезала хлеб, разложила лук, помидоры, огурцы. Вот и первые посетители. Высокий моложавый мужчина с рыжей бородой, за ним другой - с двумя большими сумками. Подают в небольшое окошечко стеклянные банки, в которые Манефа наливает горячие щи и компот.

- Это Олег, - указывает она на одного из них. - Почти каждый день сюда приходит. Живет на улице.

- Так он еще не старый, мог бы и работу найти!

- У каждого своя судьба. Я не спрашиваю и не осуждаю.

Олег обедает тут же, возле монастыря за вагончиком. Со мной наотрез отказывается разговаривать и как-то смущенно протягивает банку вновь - за добавкой.

- Подожди, вот всех накормлю и тебе еще дам. А пока на, возьми огурчиков.

Среди тех, кто приходит за обедом, есть и прилично одетые, чистые, аккуратные мужчины. Например, Николай. Получив свою порцию, он улыбается и довольный куда-то уходит. Видимо, крыша над головой у него есть.

Манефа рассказывает, что обеды раздают и в монастырской гостинице, но туда надо приходить пораньше. Некоторые ушлые граждане умудряются поесть и тут, и там. Но монахини жалеют несчастных: хоть один раз в день горячего поедят да порадуются. Не кормят в монастыре только пьяных.

За час расходится несколько булок хлеба, огромная кастрюля щей, графин с компотом и заготовленные овощи. Поели, попили бездомные люди и направились дальше - по своим обычным маршрутам.

- Раньше больше народа кормили, а летом, может, кто и на работу устроился. А вообще матушка сказала, что всех бомжей из города куда-то вывезли, - тихонечко бормочет Манефа. - Кому нужны лишние хлопоты? Мы, бывает, их не только обедом кормим, но и одежду раздаем.

Даже пенсионеры захаживают

Мое внимание привлекли две женщины, которые с аппетитом, неторопливо вкушали монастырский обед, расположившись невдалеке на травке. Одна из них назвалась Раисой, другая - Тамарой. Обеим за пятьдесят.

- Спасибо монашкам за то, что кормят нас бесплатно, ведь кто нас только не гоняет - и милиция, и молодежь. Лучше бы сделали ночлежку для бездомных, а то куда деваться?- наперебой говорят они. - У нас и жилье было, и работа. Только вот дети выгнали на улицу, а идти некуда. Ни поесть, ни помыться. Летом еще хорошо, а зимой хоть ложись и помирай!

Пока мы беседовали, к окошечку, где раздают обеды, подошла пожилая женщина. Она вежливо поблагодарила Манефу. По ее внешнему виду было понятно, что она - «домашний» человек. Когда я к ней подошла, пенсионерка складывала еду в пакет. Застеснялась, покраснела, но не отказалась поговорить. Живет Валентина поблизости. Узнала, что здесь кормят, решила попробовать. На одну небольшую пенсию сейчас трудно прожить. Тем более, что все деньги уходят у Валентины на лекарства.

Кончено, тарелка порция супа или каши не спасет от голода и нужды людей, которые волею судьбы оказались среди бездомных. Поев горячей пищи, они не отправятся тут же искать работу, не бросят пить, бродяжничать. Да и жилье, отнятое жадными родственниками, им никто не вернет. И все же искра теплоты и надежды на лучшее останется в их очерствевших сердцах…

шкаф по размерам Пересвет

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318