Дом остался без адреса
Ошибка, допущенная чиновниками, вносит путаницу в умы и лишает жильцов старого челябинского дома перспективы капремонта.
Дом № 32 на улице Пушкина долгое время оставался одним из самых красивых и престижных в Челябинске: удобный, соразмерный, он на редкость удачно вписывался в городскую среду. В советское время в нем располагался крупнейший в областном центре магазин школьных учебников. Здесь жили такие руководители, как Г. Ведерников, Б. Исаев, А. Белишко… Но, несмотря на влиятельных жильцов, более чем 70-летнюю историю и завидное место расположения в тихом центре города, дом оказался, по сути, бесхозным. Он есть и в то же время его не существует.
Началось с того, что в 1990 году рядом с домом по адресу: Пушкина, 32, возвели еще один двухподъездный 30-квартирный дом. Старожилы вспоминают, что в период строительства он значился под номером 3 на улице Советской, потом вообще существовал без адреса. В 2006 году чьим-то волевым решением ему присвоили адрес: Пушкина, 32, и занесли в адресный реестр.
Жильцы старого дома, построенного в 1936 году, всегда считали, что это они живут по адресу: Пушкина, 32, и долгое время о существовании дома-двойника не подозревали. Равно как и о новой норме, в соответствии с которой все жилые здания должны быть внесены в упомянутый реестр. Прозрение наступило, когда жильцы старого дома стали подумывать о создании товарищества собственников жилья (ТСЖ). Тут выяснилось, что у них нет правильного юридического адреса, а раз так, то их права и свободы ограничены и, к примеру, в программу капремонта жилья они могут попасть только с очень большими проблемами.
Но это тоже выяснилось не сразу. Предоставлю слово жильцу старого дома на улице Пушкина, 32, Анатолию Начарову, которого жильцы уполномочили отстаивать их интересы в различных инстанциях:
- Главной целью Жилищного кодекса было упорядочение сложной структуры городского хозяйства, наведение здесь прядка, уменьшение случаев злоупотребления на этом сегменте рынка, - говорит Начаров. - А тут получилось наоборот: присвоение новому дому нашего адреса породило почву для разного рода нарушений, стало причиной неразберихи. Вот лишь один пример. В результате долгих хлопот мы все-таки добились включения своего дома в программу капремонта. Но когда стали звонить в управляющую компанию, выяснилось, что включить-то нас включили, а ремонт крыши собираются делать в новом доме, внесенном в реестр по адресу: Пушкина, 32. Мы сначала даже не поверили, снова звоним, уточняем, что за крыша - железная коньковая? Да нет же, отвечают, плоскосовмещенная рубероидная. То есть точно не наша. И метраж указан того дома - 1781, хотя дата постройки значится нашего здания - 1936 год.
Отсутствие взаимопонимания между жильцами старого и нового дома обнаружилось еще в 2008 году, когда «старички» собрали общее собрание на предмет проведения капремонта и заручились одобрением большинства собственников жилья, согласных оплачивать пять процентов от стоимости ремонтных работ. Но жители нового дома, занесенного в реестр под таким же адресом, выступили против, потому как в капремонте они не нуждаются, а делить с жильцами старого дома дополнительные расходы им, понятное дело, ни к чему.
Когда нуждающиеся в ремонте своего дома жильцы поняли, что отсутствие их здания в адресном реестре, с одной стороны, и наличие внесенного в этот реестр другого здания под таким же адресом, сулит им много мелких и крупных неприятностей, они начали борьбу за то, чтобы им официально присвоили их прежний адрес и внесли в реестр.
Анатолий Начаров по поручению собственников квартир старого дома № 32 на улице Пушкина обратился к директору МУП «Архитектурно-планировочный центр» А. Малышеву с заявлением о незаконности присвоения шестиэтажному соседнему дому уникального адреса: Пушкина, 32, и изложил просьбу жильцов составить акт о выявлении допущенной ошибки при присвоении новому дому указанного адреса, произвести переадресацию нового дома 1990 года постройки и обеспечить правовую основу для закрепления адреса Пушкина 32, за многоквартирным домом постройки 1936 года.
Проблема была донесена до руководителей города, но чиновники рекомендовали жильцам, не по своей воле оставшимся без официального адреса, направить усилия не на присвоение старому дому прежнего, законного адреса, а на его изменение, причем посоветовали делать это за счет своих денег и своего времени.
- У нас живут в основном пенсионеры. Они хоть и заслуженные, но оформлять новый адрес - дорогое удовольствие, - говорит А. Начаров. - Кроме того, переадресация связана с множеством дополнительных забот. Надо менять свидетельства о праве собственности, пенсионные удостоверения, наконец, сообщать друзьям и знакомым, которые будут продолжать писать на прежний адрес. Неизбежно возникнут проблемы с трудоустройством, медицинским обслуживанием, регистрацией прав собственности и т.д. Почему мы должны расплачиваться за действия городских властей, которые в свое время допустили ошибку? Долг руководителя - ее исправить.
По словам А. Начарова в доме, 70 лет не знавшем капремонта, в ужасном состоянии подвалы и инженерные коммуникации. Если бы жильцы создали ТСЖ, о чем и мечтают, то постепенно привели бы все внутридомовое хозяйство в порядок и наверняка стали эффективными собственниками. Арендаторы и владельцы разместившихся на первом этаже магазинов и салонов тоже готовы вкладываться в проекты благоустройства. Но пока дом не внесен в адресный реестр, говорить обо всем этом бессмысленно.
- Я уверен, что вся эта фантасмагорическая история не плод чьей-то халатности, а умысел, - продолжает А. Начаров. - С домом, который не значится в адресном реестре, можно делать все что угодно. Можно вообще снести под видом благоустройства. Если мы сейчас ничего не добьемся, то лет через 5-10 на месте нашего дома может возникнуть дорогая высотка, а расселить 59 квартир в наше время не проблема.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве