«Древний Рим» возле цирка
В Челябинске остановились работы на строительстве крупной транспортной развязки в исторической части города.
В Челябинске разгорелся скандал вокруг строительства транспортной развязки на улицах Братьев Кашириных, Труда и Российской. Историки говорят, что в этом месте находится культурный слой столицы Южного Урала XVIII века. Они обвиняют городских чиновников в его уничтожении. В администрации отвечают, что цена раскопок для бюджета (40 миллионов рублей) слишком высока. Цели у сторон благие: одни хотят возвести современную транспортную развязку, другие - получить возможность провести исследования и узнать, как зарождался город, как был устроен быт его первых жителей. Однако договориться конфликтующим сторонам не удается.
Зачем нужна развязка
Напомним, строительство этой развязки началось в июле 2008 года по проекту, разработанному ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт». Его ведет филиал ЗАО «Уралмостострой» - «Мостоотряд № 16». Финансирование объекта осуществляется по принципу софинансирования из трех бюджетов: федерального, областного и городского. Общая стоимость развязки около шести миллиардов рублей. Возведение объекта планируется в три очереди. Первая очередь: строительство мостового перехода через реку Миасс на улице Братьев Кашириных с эстакадной частью, а также возведение двух съездов. Это обеспечит движение автотранспорта в направлении от перекрестка улиц Кирова и Братьев Кашириных на улицы Труда и Российскую. Планируется, что движение по этой части новой развязки будет запущено летом 2010 года и существенно разгрузит транспортные потоки на проспектах Ленина и Победы.
Вторая очередь включает строительство еще трех съездов с подходами и подпорными стенками. Третья очередь предусматривает строительство эстакадной части. В законченном виде объект будет представлять современную транспортную развязку с пропускной способностью 9500 автомобилей в час. Продолжительность строительства первой очереди составляет 30 месяцев, второй и третьей очередей - по 21 месяцу. Общая продолжительность работ с учетом их совмещения - 72 месяца.
По сообщениям городской администрации, строительство этой транспортной развязки является важным этапом в организации первого транспортного кольца вокруг центральной части города.
Мэр возмущен
Заказчик строительства, МУП «Челябметротрансстрой», категорически отказывается признавать эту территорию памятником истории. По мнению его директора Ильдара Усманова, нет ни одного документа, подтверждающего, что эта земля - «Культурный слой Челябинска XVIII-XIX веков».
Глава Челябинска Михаил Юревич на цифру в 40 миллионов отреагировал очень резко.
- 40 миллионов - это космическая сумма для бюджета, - заявил мэр. - Я не первый раз слышу жалобы, что если копаешь, то надо платить археологам большие деньги за исследования. А на деле это просто экскаватор копает, а рядом стоит человек и смотрит. Слой-то не тронут. Древний Рим из Челябинска делают. Сейчас работы на этой транспортной развязке встали, в чем заказчик и муниципалитет усматривают прямую вину археологов. Скорее всего, сроки окончания строительства развязки будут сдвинуты.
Позиция историков
- Транспортная развязка здесь планировалась трижды, - говорит главный специалист государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области Николай Меньшенин. - В конце XX века, потом в 2003 и 2007 годах. Однако первые два раза осуществить задуманное не получалось. По всем законам здесь нужно сначала разработать проект охранных раскопок и только потом начинать стройку.
По словам Николая Меньшенина, в 2007 году на градостроительном совете директор центра по охране культурного наследия Наталья Левашова заявляла, что проект транспортной развязки составлен с нарушениями закона. Однако это мнение не услышали.
- Власти упирают на то, что памятник официально не включен в государственный реестр, - продолжает Николай Меньшенин. - Однако он входит в списках выявленных объектов и охраняется законом точно так же, как внесенные в реестр.
Археологи настаивают, что это место уже 18 лет (с тех пор как оно было открыто в 1991 году) имеет статус охраняемого государством. Сейчас эти документы стали частью уголовного дела, которое возбуждено по факту уничтожения исторического памятника. На месте, где идет строительство дорожной развязки, в XVIII веке стояла усадьба купцов Ахматовых, а чуть дальше археологи находили при раскопках предметы, относящиеся к бронзовому веку. И сейчас эта историческая часть Челябинска попала под бульдозеры и экскаваторы.
По закону археологические раскопки здесь должны идти вместе со строительством, причем финансировать их обязан заказчик возведения объекта. Но в проекте этого раздела нет, поэтому археологи выставили требование профинансировать раскопки, назвав сумму вопроса 40 миллионов рублей.
- Здесь надо понимать, что 40 миллионов - неофициальная сумма, - комментирует Николай Меньшенин. - Она получилась из общей площади и сроков строительства. К тому же муниципалитет сам обратился в археологический научный центр ООО «Рифей» с просьбой провести предварительные расчеты. Наиболее информативные площади еще впереди. Поэтому именно сейчас нужно срочно организовывать охраняемые раскопки и исправлять все нарушения закона, которые были допущены в предыдущие годы. Причем надо провести раскопки на тех площадях, которые по графику строительства идут первыми. Это надо делать быстро, пока не промерзла почва.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве