Битва за адрес
Решение проблем УЖКХ для жителей челябинского дома № 32 по улице Пушкина равносильно проблеме выживания.
Можно понять человека, прикладывающего массу сил и времени для того, чтобы исправить ошибку в написании собственного имени или фамилии, - в противном случае ему, к примеру, не видать наследства. Но пройти пять судебных заседаний только ради того, чтобы внести ясность в название своего адреса?.. Именно такая история произошла с жителями челябинского дома по улице Пушкина, 32 (1936 года постройки), волею обстоятельств оставшихся без адреса. Точнее, по умолчанию он у них был, но в адресный реестр занесен не был.
Об этом сообщил жильцам руководитель МУП «Архитектурно-планировочное управление» (АПЦ) Александр Малышев. Распоряжением замглавы города Жаном Мезенцевым адрес Пушкина, 32 был присвоен другому, рядом стоящему дому, построенному гораздо позже - в 1990 году. Сейчас Ж. Мезенцев пребывает в местах не столь отдаленных за хищение 59 миллионов бюджетных рублей, а жители старого дома № 32 по улице Пушкина до сих пор разбираются, почему их адрес отдали соседнему дому и как им его вернуть.
Интерес этот не праздный. Жильцы считают, что именно отсутствие правильно оформленного юридического адреса помешало им в двух очень важных вещах: они не смогли создать ТСЖ и своевременно попасть в программу капремонта жилья. Все попытки это сделать заканчивались путаницей: управляющая компания (УК) все время пыталась «скрестить» данные старого дома с данными нового, неверно указывая то дату постройки, то процент износа, то общую площадь. В итоге проектно-сметная документация не проходила экспертизу и заворачивалась назад.
Обо всем этом было написано в статье «Дом остался без адреса», опубликованной на сайте 15 сентября 2009 года. Статья заканчивалась словами Анатолия Начарова, которого жильцы уполномочили отстаивать их интересы. По его мнению, отсутствие дома в адресном реестре, с одной стороны, и невозможность попасть в программу капремонта, с другой, может грозить зданию сносом или разрушением.
Публикация вызвала отклики и споры. Первыми откликнулись жильцы нового дома по ул. Пушкина, 32, Н. Пузырева и Л. Разнотовская, рассудившие, что возвращение «старичкам» юридически оформленного адреса Пушкина, 32, может означать, что этот адрес отнимут у них, и им придется за свой счет менять паспорта, «зеленки», пенсионные удостоверения и т.д. В своем письме в редакцию они написали, что старая и новая части являются единым домом по улице Пушкина, 32.
Так ли это на самом деле или дом состоит из разных частей? Но тогда какая из них может на законном основании носить адрес: Пушкина, 32? На эти «детские» вопросы не смогли ответить ни главный архитектор Челябинска Николай Ющенко, ни руководитель юротдела Татьяна Тимошенко. Жильцы старой части дома подали исковое заявление в суд, в котором просили отменить распоряжение Мезенцева и вернуть им прежний адрес.
- А как быть жильцам нового дома? - спросила я Начарова.
- Присвоение им нашего адреса - ошибка, допущенная администрацией города, администрация и должна ее устранить, то есть поменять жильцам новой части дома адрес, разумеется, освободив от связанных с этим материальных затрат, - высказал свое видение проблемы Анатолий Александрович.
Жильцы - за, администрация - против
Первое заседание суда Советского района 27 сентября едва вместило участников процесса. «Это что - обманутые вкладчики?» - интересовались посетители судебного ведомства, провожая взглядом толпу вновь прибывших. Людей пришло действительно много: больше 30 человек из старой части дома и двое из новой. Представитель МУП АПЦ на судебное заседание не явился. Представитель городской администрации говорил так тихо, что жильцы дома 32 по ул. Пушкина, среди которых больше половины пенсионеров, вынуждены были попросить его говорить погромче.
- Кто не слышит, слуховые аппараты носите! - посоветовала истцам судья Е. Мосина.
Рекомендации такого рода из уст судьи раздавались постоянно. Но это не остудило стремления жильцов разобраться в сути проблемы. Они приходили на все судебные заседания, серьезно к ним готовились и, по всему было видно, намеревались идти до конца в защите своих интересов. На один из главных вопросов - о том, нарушает ли распоряжение Мезенцева их права, - все ответили утвердительно. Вот лишь несколько высказываний.
Алексей Архипов:
- Из-за распоряжения Мезенцева, присоединившего к нашему дому новый, мы не смогли воспользоваться своим правом на управление домом через создание ТСЖ. Большинство жильцов проголосовало за эту форму хозяйствования, а жильцы новой части, которые не хотят ТСЖ, просто саботировали наше решение. Их интересы противоречат интересам нашей части дома как более старой и нуждающейся в капремонте. Пускай они управляют своей частью дома, а мы с помощью ТСЖ будем управлять своей.
Валерий Замесин:
- Я хотел заложить квартиру, чтобы помочь детям. Обратился в один банк, в другой. Мне отказали на том основании, что дом не внесен в адресный реестр.
Анатолий Начаров:
- Объединение двух разных домов в один приведет к тому, что доля собственников старого дома в праве общей собственности уменьшится на 45 квадратных метров. Соответственно уменьшится и количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения на общем собрании.
Анатолий Седельников:
- По закону при обнаружении не соответствующих действительности сведений или документов граждане могут быть сняты с регистрационного учета. То есть при желании нас можно лишить прописки.
Представители городской администрации и МУП «АПЦ» придерживаются другого мнения: права жильцов не нарушены, у них стоит в паспорте штамп о регистрации, из квартир никто не гонит. Адрес Пушкина, 32, относится и к старой, и к новой частям дома, так как квартиры нового дома продолжают нумерацию старого.
Не согласные с этой версией жильцы старого дома привели контраргументы: дома - разные, потому что у них разный фундамент (у одного бутовый, у другого - из бетонных блоков), самостоятельная система водоснабжения, канализации, раздельные подвальные помещения, различные архитектурные стили. Они эксплуатировались разными подрядными организациями, принадлежали разной форме собственности (старый дом только в 1998 году, то есть через 8 лет после сдачи в эксплуатацию нового дома, был передан муниципалитету). Кроме того, новый дом на полвека младше старого, и акт его приемки в эксплуатацию говорит о том, что принимался он как самостоятельный объект, а не пристрой.
Представитель ОГУП облЦТИ прояснил вопрос с жилыми вставками, соединившими старый дом с домами, выходящими на ул. Пушкина и Советскую. Вставки представляют собой вынужденную меру (в противном случае окна старого дома упирались бы в торцы новых домов) и по данным облЦТИ являются частью старого дома, за счет чего его общая площадь увеличилась.
Право на адрес
Можно ли изменить имеющийся адрес, как имя или фамилию?
Представитель МУП «АПЦ» в суде сказал, что они предлагали жильцам старого дома присвоить адрес Коммуны, 46, так как большая часть дома выходит именно на ул. Коммуны. Но истцы, среди которых немало предпринимателей, бывших советских руководителей, гордятся своим домом и считают, что изменение его адреса повлечет за собой искажение истории. К примеру, информация о том, что в доме 32 по ул. Пушкина жил Г. Ведерников и другие известные деятели, включена в справочники и энциклопедии. Если адрес Пушкина, 32, останется за новым домом, а старому присвоят адрес Коммуны, 46, получится, что Г. Ведерников жил в доме 1990 года постройки.
- Какая разница - старый дом, новый дом, - не понимает судья…
В. Малютин:
- Я живу в этом доме с 1939 года. Мы сохранили все квитанции об оплате, старые телефонные справочники. Меня сюда внесли двухлетним ребенком. Я помню, как строился дом. В войну была построена только коробка, после войны коробку сразу достроили. У меня отец работал на этой стройке. Есть фото, если позволите…
Судья:
- Не позволю!
Развод или брак?
История с адресом дома № 32 по ул. Пушкина, до боли напоминающая задачку с капустой, козой и волком, которых надо перевезти через реку, завершилась следующим судебным решением: распоряжение замглавы Челябинска от 31.01.06 г. принято в соответствии с законом, нарушений прав истцов не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований нет. Адрес Пушкина, 32, присвоен всему дому, МУП «АПЦ» поручено внести соответствующую запись в адресный реестр Челябинска.
Истцы намерены обжаловать это решение в суде следующей инстанции. Но если удастся найти общий язык с жильцами нового дома, возможно, обойдется и без суда. Образно говоря, жильцы старого дома хотели бы «развестись» с новым домом. Жильцы нового пока держатся за «брак». Хотя на последних судебных заседаниях представительницы дома 1990 года постройки, похоже, засомневались в перспективности подобного альянса. «Уж очень этот дом старый!..» - вырвалось у одной из женщин. Сомнения оправданы: в случае капремонта 5 процентов от его стоимости жильцам нового дома придется платить наравне со «старичками», а, учитывая состояние старого дома, это немалая сумма.
Судиться - удовольствие тоже не из дешевых, поэтому не теряющие надежды создать ТСЖ жильцы старого дома готовы предложить соседям такой вариант:
- Если они, к примеру, согласятся взять себе адрес Пушкина, 32-а, то мы готовы полностью оплатить две трети расходов по оформлению документов, - говорит А. Начаров. - Поскольку у нас 59 квартир, а у них - 30, нам это обойдется дешевле, чем им. Если нам брать другой адрес, то жителям нового дома все равно придется менять «зеленки», потому что не может ведь отдельный дом иметь квартиры, начинающиеся с 60-й. Порядок исчисления - с первой.
Темное прошлого вашего дома
Почему я так подробно пишу о незначительной в масштабе городской жизни проблеме? В истории дома № 32 по ул. Пушкина видится нечто большее, чем рядовое сутяжничество. Борьба идет не за адрес- за собственность, за влияние, за деньги, которые жильцы хотят направить на решение своих насущных, а не надуманных проблем. Например, на ремонт электропроводки, которая уже несколько раз вспыхивала, грозя пожаром.
Упорство, с которым жильцы старого дома № 32 по ул. Пушкина отстаивают свою точку зрения, говорит о том, что вопросы жизнедеятельности городского хозяйства, его эффективности, качества оказываемых в этом секторе услуг становятся для южноуральцев в один ряд с проблемами здоровья, образования - выживания в широком смысле этого слова. Горожане хотят знать, куда направляется их квартплата. Хотят самостоятельно распоряжаться общедолевой собственностью и иметь доступ к информации о своем доме (в случае, который мы описываем, УК не предоставляла документы о доме, пока жильцы не обратились в суд, справка из БТИ с ошибками обошлась в 6,5 тысячи рублей, за техпаспорт заплатили около 15 тысяч и т.д.)
В центре Челябинска немало старых домов, соединенных с новыми. Их выгодно строить, ими выгодно управлять, а труднодоступная и не всегда объективная информация о доме рождает почву для всевозможных злоупотреблений. К тому же интересы жильцов, проживающих в новой и старой части, далеко не во всем совпадают: старая может стать тормозом на пути к реализации новых, прогрессивных форм управления многоквартирным домом, новая наверняка воспротивится капремонту и связанной с ним необходимостью оплачивать расходы жильцов старой части дома.
По мере развития реформ в сфере ЖКХ, роста объемов строительства, сноса ветхоаварийного жилья число подобных конфликтов будет расти. «Дело» дома № 32 по ул. Пушкина обещало стать показательным в решении такого рода споров. Но не стало. Участники процесса так и не получили ответа на главные вопросы: какие документы легли в основу распоряжения Ж. Мезенцева и обеспечили его законность? Что включает в себя понятие «единый дом»? Дом № 32 по ул. Пушкина фактически состоит из пяти частей: коробка 1936 г. постройки, два более поздних четырехэтажных крыла и два дома-близнеца, пристроенные к торцам со стороны Советской и Пушкина. При этом дом по Советской, 47, имеет самостоятельный адрес, почему же «пушкинский» является исключением?
Процесс небезупречен и с точки зрения адекватности его изложения в протоколе. Названия некоторых документов, свидетельств очевидцев переданы с искажениями, есть факты, которые не приведены вовсе. Перечень замечаний на протокол судебного заседания, составленный представителем истцов, составил шесть страниц печатного текста.
Если дом не занесен в адресный реестр
В постановлении главы Челябинска о порядке присвоения адресов зданиям и сооружениям в Челябинске говорится: «Все адресуемые объекты, а также объекты, чье местоположение подтверждено адресной справкой, должны быть зарегистрированы на адресном плане и в адресном реестре».
Что делать, если вы узнали, что ваш дом не внесен в адресный реестр или хотите удостовериться в том, что он в этот документ внесен?
Руководитель МУП «АПЦ» Александр Малышев:
- Надо обращаться с соответствующим заявлением в наше предприятие на улице Воровского, 2. Адреса должны быть у всех объектов городской недвижимости - как вновь вводимых, так и уже построенных. Мы провели инвентаризацию всех адресов и выпустили на деньги бюджета адресный реестр, в который по умолчанию включены все дома Челябинска.
Примерно так же объясняет принцип создания адресного реестра замглавы Челябинска В.И. Слободской «…после утверждения в феврале 2005 года. Порядка присвоения адресов зданиям и сооружениям Челябинска, все объекты, подлежащие адресации в соответствии с утвержденным порядком и имеющие однозначно определенное местоположение на той или иной улице города, были автоматически внесены в адресный реестр Челябинска».
Но где гарантия, что при автоматическом внесении в реестр объектов городской недвижимости в этот документ не могли так же автоматически попасть имевшие место неточности, разночтения, противоречия, которые могут повлечь за собой долгие разбирательства, как это случилось с домом 32 по ул. Пушкина?
В любом случае справка о том, состоит ли дом в адресном реестре, обойдется вам в 475 рублей.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве