Не шутите с пожарными рисками!

Не шутите с пожарными рисками!

Невыполнение «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» приводит к печальным последствиям.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». К сожалению, не все должностные лица готовы его выполнять.

…Пожар - страшная беда, которая мгновенно уничтожает накопленное годами, отнимает здоровье и жизни людей. Чтобы предупреждать ее, в системе МЧС существует служба Государственного пожарного надзора (ГПН). Инспектор ГПН, появляющийся на пороге офиса, школы, лечебного учреждения, вызывает не самые радостные эмоции: «Ну чего он пришел, у нас же ничего не горит, опять выключатели, провода, огнетушители, сигнализация, мы и без него это знаем».

К сожалению, пока не все должностные лица владеют полной информацией об изменениях федерального законодательства в области пожарной безопасности. Раньше были нормы и стандарты, теперь существуют требования. Они возведены (что очень важно!) в ранг федеральных. В связи с этим ужесточается ответственность за невыполнение требований, прописанных в законе. То, что инспекторы ГПН требуют выполнения федерального законодательства (и не более того), - абсолютно нормально, они выполняют свои должностные обязанности. Тем более когда речь идет об объектах с массовым пребыванием людей, лечебных, образовательных заведениях. Недавние события в Перми еще раз наглядно показали, что здесь никаких компромиссов быть не может!

Принятие технического регламента совпало с экономическим кризисом. Многие образовательные, медицинские учреждения, объекты соцзащиты испытывают определенные материальные трудности. Но это не должно сказаться на уровне защищенности наших граждан от тех или иных чрезвычайных ситуаций, в частности от риска возникновения пожара.

В последнее время все чаще можно услышать разговоры о проведении независимых экспертиз и расчетов пожарных рисков. Однако здесь необходимо учитывать взаимоотношения между органами ГПН и независимыми организациями, проводящими соответствующие проверки на объектах. Организация, проводившая аудит, должна в пятидневный срок предоставить в инспекцию его результаты, уровень риска пожарной опасности, а также план устранения недостатков, если таковые были выявлены. Она же отслеживает устранение этих недостатков.

Органы ГПН принимают решение аудита как данность. Но выводы аудита необходимы в первую очередь для вынесения соответствующего решения со стороны лицензионного органа, а не для Госпожнадзора.

На основании решения аудита органы ГПН выдавать лицензии не могут, так как аудит допускает невыполнение каких-либо требований пожарной безопасности и наличие допустимого риска. Инспектор, в свою очередь, проверяет соответствие объекта всем необходимым требованиям пожарной безопасности. Подсчет рисков не входит в компетенцию сотрудников государственного пожарного надзора. В целом же решения аудита и органов ГПН одинаково законны, равнозначны. Лицензионный орган должен их принимать в полном объеме, выдавать или не выдавать на основании этих решений лицензии.

Что касается разговоров о том, что инспектор при проверке зачастую требует чего-то невыполнимого, то это в принципе невозможно: федеральный закон четко устанавливает единые требования, предъявляемые к пожарной безопасности той или иной категории объектов защиты. В зависимости от состояния объекта инспектор может написать больше или меньше мероприятий, необходимых для устранения недостатков. Но придумывать что-то, чего нет в нормативно-правовых актах, он просто не может. Если в правилах указана необходимая ширина прохода 1,2 метра, то никто из инспекторов не напишет 1,4 метра, так как не сможет обосновать эту величину. Если, по мнению руководителя объекта, требования инспектора выглядят незаконными, то это тема уже для другого разговора. Требования могут быть либо законными, либо незаконными. Но завышенными они быть не могут.

Что касается наиболее частых нарушений и наиболее сложных для быстрого устранения, то сюда следует отнести обеспечение объекта системой обнаружения пожара (так называемой АПС - автоматической пожарной сигнализации) и автоматической системой управления эвакуацией людей. Практически везде существуют нарушения, касающиеся путей эвакуации, которые во многих учреждениях загромождены всевозможными старыми или сломанными столами, партами, бочками с краской или просто досками и металлоломом.

ГПН - надзорный орган, который принципиально настаивал и будет настаивать на выполнении закона.

Александр РЫМАРЕВ,

главный государственный инспектор

по пожарному надзору Челябинской области,

полковник внутренней службы

VK31226318