Домой не пройдешь, пока не заплатишь!

Домой не пройдешь, пока не заплатишь!

Компания «Факториал» начала устанавливать домофонные системы нового поколения, не предупредив жильцов.

Неделю назад жители дома № 10 на улице Чоппа в Тракторозаводском районе Челябинска с удивлением увидели развороченный домофон. Рядом висела бумажка без печати и без координат: «В соответствии с общегородским планом модернизации компания «Факториал» устанавливает домофонные системы нового поколения». Выдвигались условия: должники будут покупать новые ключи за 100 рублей, не должники - за 30, на всю семью выдается только один бесплатный ключ.

Подобным образом, без предварительного согласования и договора, компания минувшей весной обманула жильцов шестого подъезда этого же дома. Молниеносно заменила один вполне эффективно работающий замок другим, металлические ключи - на магнитные. Ничего не понимающие люди две недели не могли попасть в подъезд, стучали в окна первых этажей.

- А вас дома не было, когда ключи раздавали, - отвечала старшая по подъезду на вопросы о творящемся безобразии.

Людям пришлось ехать в контору, покупать ключи и заодно оплачивать долги за обслуживание.

- Казалось бы, невеликие деньги, - рассуждает житель пятого подъезда, инициатор иска в управление УФАС по Челябинской области Сергей Войцеховский, - но многие сейчас сидят без работы, а у работающих на треть сокращена зарплата. Мы вынуждены экономить каждую копейку, особенно пенсионеры, а тут такие сюрпризы. Под видом модернизации компания просто собирает деньги для собственных нужд. В принудительно-волевом порядке заставляют оплачивать долги - иначе ключ не дадут. Чем была плоха старая домофонная система? Ничем. Исправно работала. Всяческие ссылки на то, что она «морально устарела», безосновательны. Нас устраивала и такая, не баре, видео нам ни к чему. Нет, без нашего согласия и ведома компания в одностороннем порядке решила ее поменять. А с какой стати, позвольте узнать? Вся система - дверь, ключи - жильцами давно оплачена и принадлежит по праву нам.

«Факториал» только ее обслуживает.

Жители составили жалобу на действия компании, подписались. Один экземпляр отправили руководству «Факториала», другой - в УФАС по Челябинской области, потребовав призвать компанию к ответу, наказав ее штрафами. Сейчас решают, стоить ли писать еще в прокуратуру.

Домофон моментально включили, так как протестующие потребовали перерасчета за обслуживание за время вынужденного простоя оборудования, и теперь о новых магнитных ключах никто не заикается. Но разочарованные действиями компании жильцы, стремясь не допустить в дальнейшем «сверхчуткой заботы о себе», ищут электронщика, способного взять на обслуживание их домофонную систему.

Компания «Факториал» - самая крупная в России, она производит, обслуживает и реализует домофонные устройства. В Челябинске обслуживает 90 процентов домофонов. Нарекания по поводу ее работы раздаются со всех сторон, Интернет пестрит возмущенными откликами.

Андрей:

- Когда вы отмените пожизненную плату за установленный домофон? Я подсчитал, что за 30 лет, а это 360 месяцев, я отдам вам еще 14 400 рублей, он золотым для меня станет.

Ольга:

- Немцы поражаются: только в России додумались брать постоянную плату за «просто электронный замок»! Хотя бы включали ее в коммунальные услуги, чтобы мне было удобно платить! Разве сложно ЖЭУ заключить договор с компанией?

Николай:

- Вроде немного, 35 рублей в месяц, в год уже 420, в подъезде минимум пять этажей по две-три квартиры. Это минимум 4200-6300 рублей. А высотка в десять этажей, по четыре квартиры на площадке, дает в год 16800 рублей! Считаю, плату нужно отменить, а в случае поломки просто делить счет на всех. Какой смысл в абонентской плате, она незаконна, ведь обслуживание производится только по заявке, оборудование каждый месяц не проверяют. Если домофон качественно установлен, то он будет работать много лет. А если что-то случится, можно вызвать мастера.

Мы спросили заместителя генерального директора ОАО «Факториал» Людмилу Николаеву, почему они проводят модернизацию без согласования с жильцами.

- Что вы, - ответила Людмила Федоровна, - такого в нашей практике не бывает. Все заявления подписывают старшие по подъездам, они обо всем извещаются, через них мы работаем с собственниками квартир.

Эти слова тут же опроверг житель одного из домов на улице Братьев Кашириных в Челябинске Александр Гафурзанов.

- На неделе выхожу из дома, наталкиваюсь на монтажника «Факториала», который сменил нам панель (в ней используются другие ключи, магнитные). По счастливой случайности в этот момент заходит наш старший по подъезду, который сам очень удивился «модернизации». Оказывается, он звонил в «Факториал» и просил не модернизировать. Там сказали: «Хорошо». И вот результат. Монтажник предложил звонить в офис, он «просто делает свою работу». Когда я спросил, как мне теперь попадать домой, выяснилось, что «Факториал» давал кому-то из подъезда (!) ключи на всех, он должен был их распространить.

Нераспространенные ключи «ушли» обратно в компанию, где их надо получать, один бесплатный, а остальные (для тех, кто не имеет договора) - за 100 рублей. Фактически мне просто перекрыли доступ к собственной квартире, заставили вместо работы ехать за ключом. Компания вымогает деньги без каких-либо на то оснований. Хорошо, что мы еще живем вдвоем, а у того же старшего по подъезду - пять человек в семье. Получается, в среднем «Факториал» «заработал» на одних ключах с каждого подъезда около 7000 рублей. Мне очень хотелось бы, чтобы этим «замечательным» бизнесом заинтересовалась ФАС.

Жители других улиц побывали в компании. Там, кроме ссылок на пресловутый общегородской план модернизации, ничего в свое оправдание сказать не смогли. Меняем, мол, и все тут.

Ранее руководство компании ссылалось на мошенников, которые регулярно подделывают ключи, меняют на более совершенные. Как выяснилось, ключи у частников заказывали сами жильцы. Так дешевле, и на дом доставят, не надо никуда ехать. Вот это и не понравилось факториаловцам.

- По сути, они систематически искусственно навязывают потребителю все ту же услугу, только чуть-чуть ее совершенствуя. И вздувают за нее цены с каждым годом. Но магнитные ключи, например, не спасают ни от воров, ни от размагничивания, - комментирует специалист по IT-технологиям Сергей Образцов. - Эксперты предупреждали в свое время, что так и будет. Помните, когда они уговаривали всех подключаться к их системе, разгорелся спор - а надо ли это делать вообще?! Опасались, что «подсадят» на услугу и будут выкачивать деньги. Так и произошло. Плата за обслуживание увеличилась на 300 процентов всего лишь за несколько лет! Похоже, существенно сэкономили те горожане, которые поставили на подъезд обыкновенный замок с множеством ключей, и до сих пор пользуются им.

В администрации Челябинска не припомнили, чтобы в планы по обустройству города вписывалась компания «Факториал».

- Во всяком случае, права жильцов мы точно не намереваемся нарушать, - заявил пресс-секретарь первого вице-мэра Челябинска Дмитрий Еремин.

Эйнара ТОММ

VK31226318