Снежные объятия форс-мажора

Снежные объятия форс-мажора

Дорожники Челябинска оказались не столь расторопными, как их коллеги из города сталеваров.

Смело можно утверждать, что основным лейтмотивом января в Челябинске стала «снежная» тема. По мнению местных синоптиков, столь обильные зимние осадки случаются крайне редко. Примерно раз в тридцать лет. Только за первые десять дней наступившего года в областном центре выпала двухмесячная норма снега.

Сугроб как глобальная проблема

Как справились с природным форс-мажором челябинские коммунальщики? На этот счет существует два полярно противоположных мнения.

На первом в 2010-м году аппаратном совещании городским дорожным службам была поставлена оценка «три с плюсом». Через неделю на эту тему высказался уже сам мэр Михаил Юревич. Он пустил в адрес одного из своих замов, Владимира Алейникова, несколько критических стрел, однако в итоге заявил, что «все службы отработали удовлетворительно, город не был парализован».

Цифры имеют свойство завораживать. Согласитесь, действительно звучит внушительно: на борьбу со стихией Челябинск потратит 200 миллионов рублей, на уборке сугробов задействовано более 400 единиц техники, из облцентра ежесуточно вывозится до десяти тысяч тонн снега… Но каждый отдельный горожанин привык оперировать не столько общестатистическими выкладками, сколько собственными наблюдениями.

Дорога стала танкодромом

А они, эти наблюдения, по большей части таковы. В последние дни старого и в первые дни нового года челябинские автомобилисты и пешеходы были предоставлены сами себе. В условиях мощного снегопада даже центральные проспекты в считанные часы превратились в белые и опасные каньоны. Асфальт на них покрылся толстым бугристым слоем плотно укатанного наста. О межквартальных проездах, о второстепенных дорогах, о дворах говорить не приходилось. Охваченные праздничной лихорадкой, челябинцы невесело шутили: муниципальные дорожные службы вместе со всеми благополучно отправились на зимние каникулы.

До Рождества в городе мало что изменилось, даже Свердловский тракт и Комсомольский проспект представляли собой филиал полигона для проверки на прочность гусеничной техники. Едва ли не на каждом перекрестке, грустно помигивая аварийками, стояли помятые машины. Преувеличения тут нет. В областном ГИБДД нам сообщили, что в период сильных снегопадов в Челябинске фиксировалось до ста ДТП в сутки! Это число многократно превышает обычный уровень аварийности.

Челябе на подмогу

Возможно, автор, на собственном авто испытавший все сомнительные прелести поездок по снежной каше и ледяной колее, предвзято сгущает краски. В таком случае не лишним будет выслушать мнение профессионала. Слово министру строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства правительства Челябинской области Виктору Тупикину:

- В областном центре не убранный вовремя снег стал причиной наледи, на улицах появилась колея, снежные заносы. Нужно было не дожидаться ночного времени, тут же перекрывать участки улиц и сгребать с асфальта снег, не допускать его плотного наката. Для этого в муниципалитетах нашей области такой техники хватает.

- Но в некоторых средствах массовой информации прозвучало мнение, что Челябинску как раз ее не хватило, а область не помогла своей столице спецтехникой.

- Вплоть до 10 января ни наши аварийные службы, ни диспетчерская служба министерства не зафиксировали ни одной заявки на выделение дополнительной техники Челябинску. Лишь 11 января, когда город обратился к нам за помощью, на очистку дороги «Меридиан» было направлено три грейдера, тракторы.

- Скажите, а за городской чертой дорожники тоже испытывали аврал?

- В конце декабря нашим министерством было организовано круглосуточное дежурство. Уже 30 и 31 декабря, когда шел обильный снег, все дорожные предприятия Челябинской области начали работать в усиленном режиме. Так же было и 2-3 января, и во время самого сильного снегопада 5-6 января… В результате все дороги в нормативные сроки были приведены в технически исправное состояние. Движение на федеральных и региональных трассах затруднено не было и очагов аварийности не отмечалось. Далось это нелегко, за первую декаду мы практически выработали свой месячный лимит топлива и других ресурсов.

- Виктор Александрович, не могли бы вы выделить город, который быстро справился со стихией?

- Я бы выделил Магнитогорск. Город приступил к уборке улиц, не дожидаясь окончания снегопада, что называется, с первых снежинок. Дорожные службы активно работали там до 6-7 числа. И когда Челябинск только стал задумываться над решением проблемы, в Магнитке все улицы уже были приведены в порядок.

Мнение специалиста:

Алексей Любавин, директор по урегулированию убытков страховой компании «ЮжУралАСКО»:

- В новом году на нас обрушился настоящий вал обращений от автомобилистов. Если в обычные дни мы принимаем около сотни заявлений, то сейчас их число выросло вдвое. Причина одна - неудовлетворительное состояние дорог, сужение проезжей части, колейность. Отсюда - заносы машин, многочисленные столкновения. Конечно, претензии нужно предъявлять дорожникам, но ГИБДД предпочитает не указывать состояние покрытия как причину аварии. Сейчас пытаемся урегулировать этот вопрос с руководством инспекции.

VK31226318