Только погода сжалилась над Златоустом
Златоустовцы, проживающие в районе метзавода, замерзают в своих квартирах.
Жилые дома на улицах Риты Сергеевой, Чернышевского, Матросова, Шевченко и других обогреваются от тепловых пунктов № 1 и 2, на которые подается пар со Златоустовского металлургического завода. Подобная схема теплоснабжения действует давно. Излишки пара образуются в процессе обработки металла в прокатном цехе № 3, откуда направляются на отопление жилищного фонда. С экономической точки зрения многие годы это было выгодно. Но жилые кварталы росли, сети ветшали. В последние два года на заводе резко сократился объем производства. И прежде-то пара, подаваемого в тепловую магистраль, часто не хватало, теперь - тем более. Параметры теплоносителя нередко опускаются ниже нормы. Нынешней зимой воздух в квартирах многих жителей этого района не прогревается выше 15-17 градусов.
Без котельной не обойтись
- Объективности ради скажу: хозяева многих квартир не утепляют на зиму окна и двери, - говорит начальник горнозаводского отдела государственной жилищной инспекции Петр Лисицын. - Но вообще схема теплоснабжения ущербна. Если не принимать мер, в сильные морозы возможны серьезные ЧП, в том числе в детских учреждениях.
На улице Чернышевского располагается центр социальной адаптации граждан без определенного места жительства, прозванный в народе бомжатником. Из бесед с постояльцами и дежурным администратором выяснилось: не так давно в учреждении сделан ремонт, евроокна обеспечивают теплоизоляцию. Поэтому в здании прохладно, но не настолько, чтобы кричать «караул».
На той же улице неутепленные трубы у дома № 19 покрыты толстым слоем наледи. Судя по всему, она образовалась в результате порыва. Разбитые окна свидетельствуют о том, что в ряде квартир никто не живет. Может, по причине холода в здании, расположенном на кольце пресловутой теплотрассы. Стучусь в квартиры тех, кто утеплил свои жилища евроокнами и металлическими дверями. За ними - никого.
Спешу в ООО «Жилтрест» на совещание, посвященное проблеме теплоснабжения мерзнущего района. Из разговора специалистов делаю вывод: без строительства котельной не обойтись.
- Завод наносит себе убыток, вырабатывая дополнительный пар, идущий непосредственно на отопление жилья, - уверяет заместитель главного энергетика ЗМЗ Андрей Рыськов. - Третья прокатка работает сейчас с небольшой нагрузкой, много пара ей не требуется.
Зависимость от завода, переживающего нелегкие времена, лишает район стабильного теплоснабжения. А. Рыськов попытается убедить начальство запустить резервную печь в прокатном цехе, но убытки предприятия это только увеличит.
В администрации округа решили вернуться к разработкам пятилетней давности, нацеленным на улучшение теплоснабжения неблагополучного района. Уже тогда стоял вопрос о строительстве котельной.
Что делать? Сносить?
Жилые дома на противоположной стороне улицы Чернышевского отапливаются муниципальной котельной. Оконная рама лестничной клетки дома № 14 покрыта инеем. Подъезд шокирует неприглядным видом. Но батареи здесь горячие. На втором этаже дверь открыла молодая женщина, представившаяся Натальей Зубаревой.
- Особого тепла в квартире нет, - сообщила она. - Но и не замерзаем. Во многом потому, что сделали ремонт. Нас беспокоит не столько пониженная температура воздуха, сколько ветхое состояние дома. А еще то, что в некоторых квартирах либо вообще никто не живет, либо обитают бомжи. Одно время снизу к нам заползли полчища клопов. Пришлось брать кредит и заново делать ремонт.
Наталью удручает бездействие управляющей компании, выставляющей несоизмеримые с удобствами счета за коммунальные услуги.
- Плата за двухкомнатную квартиру, в которой нет горячей воды, газа, с этого года превышает 2000 рублей. Конечно, у кого-то из жильцов приличные долги, но почему страдают те, кто платит за жилье? - возмущается Наталья Борисовна. - Взгляните на наш подъезд - стены и потолок осыпаются. Фасад дома убитый, мусоровоз не приезжает. За что мы вносим по 700 рублей ежемесячно на содержание дома?
- В этом доме мы снимаем трехкомнатную, - говорит обитательница другой квартиры Мадина Синицина. - Наша расположена на первом этаже, но она вся разрушенная. Впустили туда из жалости бездомного инвалида дядю Сашу, кормим его на его же пенсию.
Мадина честно призналась: за квартиру она не платит. Потому что их жилье домом назвать нельзя. К тому же многодетная семья бедствует.
Спустились вниз: непригодная для проживания квартира, в которой обитает инвалид-колясочник. Судя по тому, что дядя Саша практически не снимает видавший виды свитер, ему тут не жарко. Оно и понятно: из окна сифонит.
Жители сборно-щитовых домов на улице Чернышевского много лет в отчаянии задают себе вопрос, сформулированный когда-то писателем-демократом: «Что делать?». Словно какой-то рок преследует их, мистически связанный с памятью русского мыслителя и бунтаря, написавшего в ссылке свой знаменитый роман. Во всех этих домах жить практически невозможно: они давно отслужили свой срок. Одно время, когда некоторые из этих строений признали ветхо-аварийными, ответ на сакраментальный русский вопрос «Что делать?» возник сам собой: «Сносить». Но программа переселения горожан из ветхого жилья в Златоусте практически не реализуется. Поэтому тот же вопрос вновь возникает в головах обитателей двухэтажных бараков.
Жильцы, имевшие хоть какую-то возможность переехать в другое место, сделали это. Имеющие деньги отремонтировали свои жилища. Большинство других нищенствует, усугубляя невеселое существование пьянками.
Обитатели нечетного ряда домов на улице Чернышевского муссируют слух о том, что на современных картах Златоуста их бараков якобы нет. Я связался по телефону с главным специалистом управления архитектуры и градостроительства.
- На карте города эти дома пока значатся, - услышал в ответ на свой вопрос. - Но согласно генплану, к 2030 году их тут точно не должно быть. На этом месте намечено возвести современные многоэтажные дома.
P.S. Вскоре из жилинспекции сообщили: в проблемных домах в районе метзавода стало заметно теплей. Погода сжалилась над жильцами?
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве