«Копейка» просится под пресс
Отважился сдать свой автохлам? Будь готов к нервотрепке и легкому стрессу.
Ровно десять дней назад в России официально стартовала кампания по утилизации старых автомобилей. Государство, решив в очередной раз вдохнуть жизнь в отечественный автопром, посулило 50 тысяч рублей каждому, кто решит сдать на металлолом свою ветхую «ласточку».
Но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Такая симпатичная на бумаге программа немедленно столкнулась с роем организационных трудностей. Главные из них - ведомственные нестыковки. Выяснилось, что у региональных автопродавцов к Минпромторгу (разработчик программы утилизации) накопилась куча вопросов, а переработчики лома по причине формальных неувязок не могут заключить договор с фирмами - приемщиками старых машин.
Но еще больше «непоняток» возникло у рядовых граждан. Тех самых, для кого, вроде бы старалось правительство, тех, кто мечтает поменять свою видавшую виды легковушку на новый автомобиль. Поверив в радужные перспективы, они уже в январе начали занимать очередь за заветными «скидочными» сертификатами. Чтобы выяснить, как продвигается реализация широко разрекламированной кампании и снять хотя бы часть вопросов, мы провели онлайн-конференцию. На нее были приглашены представители челябинских дилеров, торгующих автомобилями со скидкой, предприятий-переработчиков лома и областной ГИБДД.
Первой в назначенный час в редакцию позвонила Татьяна Ивановна из Челябинска, владелица 17-летней вазовской «шестерки». Она интересовалась, ограничена ли программа утилизации временными рамками. И беспокоилась: а вдруг у дилеров возникнет соблазн корыстной манипуляции с заявлениями очередников.
На ее вопрос вызвался отвечать директор по маркетингу официального дистрибьютора ОАО АвтоВАЗ «Челябинск-Лада» Егор Курбатов:
- По поводу очереди, Татьяна Ивановна, можете не волноваться. Да, заявлений у нас много, но очередь сформирована четко. Если вы уже оставили в «Челябинск-Ладе» свое заявление о желании сдать старый автомобиль, то вам остается просто ждать звонка от сотрудника компании. Он сообщит, когда можно будет приехать, сдать старую машину и купить со скидкой новую.
- А номер своей очереди я могу узнать?
- Разумеется. Позвоните в салон, и вам скажут. Что касается сроков программы, то с получением сертификата и оформлением сделки вам нужно успеть до 1 ноября нынешнего года. А забрать новую машину можно и позже.
Следом раздался звонок еще одной жительницы областного центра - Нины Николаевны:
- Подскажите, пожалуйста. Вот у нас с мужем машина 2002 года выпуска. Восемь лет ей уже. Подходит ли она под программу утилизации?
Отвечает Виталий Нефедов, исполняющий обязанности руководителя отдела продаж предприятия «Легион-Моторс», дилера автоконцерна «Шкода»:
- К сожалению, такой возможности у вас нет. Скидку на приобретение новой машины получает тот, кто сдает автомобиль 1999 года выпуска и ранее.
Редакционный телефон зазвонил снова. Нина Ивановна Васина сообщила, что у ее сына есть старый УАЗ. Машине-ветерану исполнилось 14 лет. Она пыталась выяснить, какое авто можно приобрести в обмен за сдачу ульяновского вездехода?
Виталий Нефедов:
- Получив сертификат о сдаче старой машины, вы можете купить со скидкой в 50 тысяч рублей абсолютно любой автомобиль, производящийся на территории России. Их перечень можно найти в Интернете. Под эту программу, например, подходят две модели «Шкоды».
- А куда старую машину пригонять? На базу вторчермета?
Чтобы расставить точки над «i», трубку взял директор предприятия-переработчика черного лома «МЕТА-ЧТПЗ» Алексей Топорков:
- К нам, Нина Ивановна, гнать машину не нужно. Это далеко и неудобно для вас. Старое авто предъявите дилеру, у которого выберете новый автомобиль. А дилер самостоятельно отвезет его на переработку.
От телефона представителю «МЕТЫ» далеко отходить не пришлось, потому что почти сразу же последовал еще один вопрос:
- А вот моя «копейка» ремнями безопасности не оборудована. Примут ее в таком виде?
Алексей Топорков:
- Нет, ремни вам нужно будет все-таки поставить. Согласно требованиям, сдаваемая машина должна быть штатно укомплектована. Почему? Это сделано для того, чтобы предотвратить попадание старых запчастей на вторичный рынок.
Тут уж пришел черед вступать в разговор нашим корреспондентам:
- Но ведь может получиться и так, что старыми карбюраторами и подшипниками будут из-под полы торговать сотрудники вашей фирмы…
Алексей Топорков в штыки воспринял данную версию:
- Наше предприятие осуществляет только ломозаготовительные функции. Запчастями, тем более бэушными, мы не торгуем и не планируем это делать. И то, что руководители подразделений «МЕТЫ-ЧТПЗ» несут персональную ответственность, является достаточным сдерживающим фактором.
Читатель Александр Титов поинтересовался, как быть, если его машина уже была ранее снята с учета?
Егор Курбатов:
- Если вы снимали ее не для утилизации, а, к примеру, для продажи, то придется автомобиль снова поставить на учет. А уж потом снова снимете, но уже с формулировкой «на утилизацию».
Александр Васильевич Карандашов поведал, что свой старенький «ИЖ» мечтает поменять на машину марки ВИС, ее выпускает предприятие «ВАЗинтерСервис». И спросил, можно ли это сделать в «Челябинск-Ладе»?
Егор Курбатов:
- Нет, Александр Васильевич, мы этими автомобилями не торгуем.
- Вот оно что! - разгорячился позвонивший. - Выходит, программа разработана не для потребителя, а для того, чтобы помочь продавцам избавиться от тех машин, которые на складах застоялись. И что мне делать?
- Просто вам надо найти дилера, который занимается продажей данной марки. И узнать, участвует ли он в программе обмена старых машин на новые. Не беда, если в Челябинской области таких нет, поищите продавцов ВИСов в соседних областях.
Автолюбитель и госслужащий Юрий не без подвоха спрашивал: почему сдающий свою машину гражданин должен еще и три тысячи рублей за утилизацию из своего кошелька выложить? И в самом деле, ведь заготовитель продает полученный лом металлургам и получает за это деньги.
Алексей Топорков:
- Упомянутые три тысячи рублей - это затраты на переработку отходов. На своем предприятии мы должны отделить цветной металл от черного, слить из машины масло и другие жидкости, сдать в переработку резину, стекло, сиденья, обивку… Все это стоит денег.
Уже «под занавес» телефонной «прямой линии» прямо в редакцию пришел владелец «Москвича-2140» пенсионер Виктор Киприянович КРЮКОВ. Алгоритм действий по замене старой легковушки на новую он пожелал узнать лично.
Виталий Нефедов:
- Все очень просто, Виктор Киприянович. Для начала вам нужно определиться, какую модель собираетесь брать. Если салон, в котором есть эта машина, участвует в программе утилизации, то направляетесь туда и оставляете заявку. Особо обговариваете, кто будет снимать старый автомобиль с учета в ГИБДД - вы или представитель салона. В назначенный день снова приезжаете в салон, сдаете свою машину, получаете сертификат и оформляете сделку.
В полуторачасовом разговоре также принял участие и заместитель начальника отдела экзаменационной работы и регистрации автомотосредств ГИБДД области подполковник милиции Георгий Григорчак. Несмотря на то, что адресованных непосредственно ему читательских вопросов было не так уж много, присутствие профессионала оказалось чрезвычайно полезным. По ходу беседы представители салонов постоянно советовались с подполковником, уточняли спорные моменты, вырабатывали оптимальную формулу реализации такой нужной, но, увы, пока еще довольно «сырой» программы.
Автолюбителю на заметку:
- Российская программа утилизации рассчитана на замену 200 тысяч старых машин
- Никаких квот, ограничений для того или иного региона не предусмотрено
- Не рекомендуется отсылать свои заявки по электронной почте. Автосалоны в первую очередь будут обслуживать тех граждан, кто обратится к ним лично
- Старый автомобиль может быть снят для утилизации и по доверенности. Однако следует учитывать, что 50-тысячной скидкой при покупке новой машины сможет воспользоваться лишь тот человек, на кого она была оформлена
- Если в семье несколько древних авто, то при их утилизации придется приобретать столько же новых машин. Сдать, к примеру, две и купить одну со скидкой 100 тысяч не получится
- В Челябинской области в основном избавляются от старой вазовской «классики». Взамен люди также хотят тольяттинские машины. Лишь каждый пятый отдает предпочтение иномаркам.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве