Мэрия Карабаша объявила войну «черным копателям»

Мэрия Карабаша объявила войну «черным копателям»

Бесконтрольная добыча кварцита в окрестностях Карабаша ведет к уничтожению лесов.

Похоже, все беды Карабаша проистекают от богатства его недр. Вернее, они вызваны бездумным и варварским освоением этих богатств. Карабашцы уже заплатили высокую цену за освоение месторождений меди и золота: город стоит на подземных выработках многочисленных шахт. Но богатства городу не принесли ни цветные, ни драгоценные металлы.

Сейчас шахтные стволы и горизонты заброшены и затоплены водой. В низких местах эта водичка, представляющая собой слабый раствор кислоты и растворенных в ней металлов, выходит на поверхность, подтопляя дома горожан и целые улицы. Благодаря медеплавильному переделу старинный городок прославился на весь мир своими лунными пейзажами.

С недавних пор город медников постигла еще одна беда - массовая добыча камня-плитняка. Плитчатый кварцит, так его называют геологи, пользуется большим спросом на рынке стройматериалов. Это красивый и прочный облицовочный материал. Плоды работы «черных копателей» (так именуют в народе добытчиков камня) уже видны невооруженным глазом.

С северо-запада город охватывает невысокая горная гряда. Совсем недавно здесь рос лес. Жители расположенных рядом микрорайонов гуляли в нем, собирали грибы и ягоды. Зимой катались на лыжах. Сегодня на протяжении многих километров местность напоминает декорации к нашумевшему фильму Михалкова «Утомленные солнцем-2: предстояние».

От примерно 20 гектаров бывшего леса остались только пеньки. Вся земля раскопана и изрыта самым варварским образом. Пройти невозможно: вся территория в огромных ямах и кучах вынутой породы.

Два десятка только официальных копателей ведут добычу по принципу «после нас хоть трава не расти». На перепаханной экскаваторами и бульдозерами земле без рекультивации действительно ничего не вырастет. Проводить же рекультивацию многочисленные хозяева мини-карьеров, похоже, не собираются. Это же лишние расходы!

Весь световой день в карьерах кипит работа. Тяжелой техникой вскрывается верхний слой почвы. Затем местные работяги кувалдой и зубилом откалывают пластины кварцитов и сланцев нужной толщины и размера. Добытый камень тут же сортируется, укладывается в штабеля и грузится в подъезжающие машины.

Отвалы породы и глубокие ямы хаотично разбросаны в непосредственной близости от жилых пятиэтажек. «Свеженький» карьер расположился буквально в сотне метров от здания городского ОВД. Вместо зеленой зоны отдыха под боком у карабашцев появились развороченные горы земли, рычащие бульдозеры, экскаваторы и машины. Настоящая промышленная добыча в городской черте, только без соблюдения каких-либо норм и законов.

Даже издалека видно, как разрастаются проплешины в лесном массиве. Жилой район превращается в техногенную помойку.

Жители окрестных домов вполне справедливо возмущаются варварскими способами добычи камня. По их мнению, бурная деятельность «черных копателей» вскоре уничтожит в округе все леса. Причем местные власти почему-то не заставляют добытчиков платить за погубленные деревья.

Настоящий бум добычи плитняка пришелся на последние годы правления экс-мэра Карабаша Муссы Дзугаева. Именно с его благословения разрешения на добычу камня в городской черте раздавались направо и налево. Сегодня муниципалитет пытается навести порядок в этой прибыльной деятельности.

По словам нынешнего главы города Вячеслава Ягодинца, многочисленные нарушения недропользователей всех существующих норм и законов потребовали принятия экстренных кардинальных мер. Постановлением главы округа геологические и добычные работы в окрестностях города приостановлены до устранения выявленных нарушений. Из двух десятков официальных недропользователей только у троих (!) имелись документы на добычу камня, надлежащим образом оформленные. Остальные работали незаконно. Предприниматели не выполняют предписанные лицензиями требования технических условий и проектов, нарушают отведенные границы, стараясь прихватить соседние участки. А самое главное, не проводят рекультивацию нарушенных земель, не удосуживаясь даже просто заровнять раскопки. Получая хорошую прибыль от добычи плитняка, многие не вносят арендную плату за пользование муниципальной землей. По словам градоначальника, работы в карьерах возобновятся только после устранения выявленных нарушений и наведения порядка.

Свою лепту в борьбу с незаконной горнодобывающей деятельностью вносит прокуратура Карабаша. Как рассказал заместитель прокурора города Виктор Колотов, надзорное ведомство не раз проверяло законность деятельности добытчиков камня. Были выявлены многочисленные нарушения. Чаще всего так называемые копатели работали без лицензий, не соблюдали экологических и санитарно-эпидемиологических норм, нарушали требования промышленной безопасности.

По выявленным фактам вынесено шесть представлений об административных правонарушениях. Виновные заплатили штраф - от 2000 до 3000 рублей. Но, увы, многим проще заплатить штраф, чем навести порядок на участке.

В том, что это действительно так, наш корреспондент убедился воочию. Несмотря на строгий запрет, работы по добыче кварцитов ведутся даже в выходные дни. Правда, во время экскурсии по карьерам удалось обнаружить предпринимателя, который думает не только о сиюминутной выгоде, а приводит в порядок территорию на месте добычных работ. Анатолий Фирсов добывает камень в старом заброшенном карьере на берегу озера Серебры. Несколько десятилетий назад здесь брали кварцит для нужд медеплавильного комбината. Когда основная часть месторождения была освоена, карьер забросили как нерентабельный. Глубокий котлован с крутыми отвесными склонами затоплен водой.

Сейчас А. Фирсов добывает кварцит из промышленных отвалов, которых вокруг великое множество. Пригодный камень-плитняк выбирается, а пустой породой засыпается обводненный карьер. Предприниматель планирует засыпать котлован и провести планировку территории, чтобы на месте старого карьера и отвалов породы сделать аккуратную площадку. На проведение рекультивации имеется технический проект, разработанный Институтом минералогии Уральского отделения РАН. В течение нескольких лет вся поднятая на-гора порода будет засыпана обратно в карьер. Обрывистые берега превратятся в ступенчатые террасы. По словам Анатолия Николаевича, он заинтересован в скорейшем проведении рекультивации карьера, поскольку живет в непосредственной близости от этого места.

VK31226318