Экологам стало труднее

Экологам стало труднее

Руководителя Росприроднадзора по области Сергея Малышева жизнь заставляет «кошмарить» бизнес.

5 июня отечественные экологи отмечают профессиональный праздник. Соответствующий указ 21 июня 2007 года подписал Президент РФ Владимир Путин. Выбор даты не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды. В преддверии праздника мы поговорили о проблемах экологии Южного Урала с руководителем управления Росприроднадзора области, заслуженным экологом РФ Сергеем Малышевым.

- Сергей Николаевич, природоохранные структуры необходимы любому государству. Но именно эти органы в нашей стране постоянно находятся в движении: меняются названия, полномочия и т.д. Это мешает полноценной работе?

- Действительно, последние 10 лет у нашего управления то появляются, то уходят полномочия. Например, раньше у Росприроднадзора не было экологических функций, то есть мы не контролировали состояние атмосферного воздуха. Организация занималась охраной леса, земли, недр, особо охраняемых природных территорий федерального значения и водных ресурсов. Постоянная реорганизация, конечно, мешала полноценно работать. Но в последнее время все более-менее нормализовалось. Сейчас управление занимается охраной атмосферного воздуха, недр, водных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и контролем за размещением отходов. К сожалению, сейчас в управлении нет своей лаборатории, это усложняет работу. Анализы на качество воды, воздуха приходится проводить при помощи других организаций на конкурсной основе.

- В свой приезд в Челябинск Президент РФ Дмитрий Медведев сделал акцент на том, что для области приоритетными должны стать вопросы экологии. С этого момента что-то изменилось?

- Существенных изменений нет. Мне кажется, на предприятиях, которые должны были уделить больше внимание экологии, сказался кризис. Но проблема сейчас не в этом. Главное для области - дефицит водных ресурсов. Когда я приехал на Южный Урал, очень удивился, что вроде воды в области много (озер, рек), но ее все равно не хватает. 3600 речек у нас, но они на 90 процентов маленькие - до 10 километров. Озера в основном соленые, использовать их для технических и тем более питьевых целей невозможно. Долгобродский канал, который как-то мог решить проблему, не введен в эксплуатацию. Это лето покажет, что проблема дефицита воды для Южного Урала самая актуальная.

- Но у нас есть крупное Аргазинское водохранилище.

- Оно сможет обеспечивать Челябинск водой еще год-три. Если летние засухи будут продолжаться, южноуральская столица может остаться без воды. Этой весной мы даже надеялись на обильный паводок. Но часть весенних вод вымерзла, часть ушла в землю, и питьевые источники практически не получили дополнительных вливаний. Аргази могли вместить в себя 300 миллионов кубов воды, а получили этой весной всего 50-60.

- И это все на фоне «грязных» сбросов в питьевые источники. В последнее время постоянно на слуху проблема качества питьевой воды в Челябинске и в других городах.

- Практически 50 процентов всех сбросов идет в реку Миасс, начиная с городов Миасса, Карабаша и небольших поселков. Много в области говорят о Кулуево, что сбросы сильно загрязняют реку. А ведь его доля в этом загрязнении мизерная. Капля по сравнению с тем, что сбрасывают без очистки в Аргазинское водохранилище Миасс и Карабаш. Хорошо, что в водохранилище пока около миллиарда кубов воды. Нам природа помогает немного ее очистить.

Проблема очистных сооружении в области пока очень актуальна. А возникла она тогда, когда муниципальное имущество раздали управляющим компаниям: одни отвечают за водоотведение, другие за очистку, третьи за насос. И концов не найдешь. Пока программа «Чистая вода» начнет эффективно действовать по всей области, может много времени пройти. Всегда все упирается в деньги. Да и ЖКХ не готово вкладывать в экологию часть своих средств без финансовой поддержки муниципального и областного бюджетов. Я думаю, здесь нужно политическое решение региональных властей.

- Как вы относитесь к тому, что большая часть жителей области сейчас не пьет водопроводную воду?

- Когда в продаже только появились бытовые фильтры для воды, я говорил: «Чем быстрее мы придем к повсеместному применению фильтров, тем меньше будем обращать внимание на загрязнение окружающей среды». Раньше я принципиально пил воду только из-под крана, но в последние годы ее действительно невозможно употреблять во время весеннего паводка. Пришлось купить для домашних фильтры, чтобы еду приготовить или чай попить без посторонних привкусов и запахов. Вот и получается, что население сейчас покупает бутилированную воду и пока особо не жалуется. А нет жалоб - нет проблемы. К вопросу очистки воды нужно менять отношение. Состояние здоровья людей во многом зависит от качества питания и воды, которую они употребляют.

- Какие еще проблемы экологии есть на Южном Урале? С чем чаще всего приходится сталкиваться специалистам Росприроднадзора?

- Вторая проблема - бытовые отходы. Областной центр, его пригород и другие муниципалитеты буквально завалены мусором. А наиболее острая проблема - выбросы в атмосферу. Она становится особо актуальной в связи с изменениями на Южном Урале погоды и климата. Все чаще в городах области объявляются НМУ (неблагоприятные метеорологические условия), и люди сразу начинают чувствовать, насколько неочищенные выбросы «поставляют» в атмосферу наши предприятия.

- Вспоминается последний случай с Карабашом, когда предприятие, которое было виновато в загрязнении атмосферы, избежало проверки, просто отключив плавильное производство.

- Сейчас поймать нарушителя становится все труднее. Раньше мы могли на контрольные замеры выехать к любому предприятию и в выходные, и ночью. А сейчас нет. Чтобы провести проверку соблюдения экологических норм, нужно разрешение прокуратуры. Чтобы получить это разрешение, нам приходится доказывать, что выбросы оказали влияние на здоровье людей и состояние окружающей среды. Что касается ЗАО «Карабашмедь», в этом году мы уже трижды пытались его проверить. Нам приходится предупреждать его руководство. По стечению каких-то невероятных обстоятельств именно в дни проверок комбинат прекращал работу.

- Получается, что федеральные законы, которые не позволяют «кошмарить» бизнес, не лучшим образом сказываются на качестве жизни обычных людей?

- Да, система проверок сейчас одинакова по всей России.

- Вы думаете, эту систему можно изменить?

- Только на федеральном уровне. Если мы говорим об охране природы, то эти разговоры нужно подтверждать действием. Говорят: «Не нужно «кошмарить» бизнес». А нам приходится сейчас тот же ЗАО «Карабашмедь» еще больше «кошмарить». Пришлось организовать документарную проверку. А это намного сложнее для предприятия, отнимает много сил и времени для подготовки необходимых материалов.

- Можно ли озвучить предварительные результаты проверки?

- Как объясняет руководство комбината, остановки плавильных комплексов в дни проверок происходили по причине отсутствия медьсодержащего сырья. 27 мая (по согласованию с прокуратурой Карабаша) филиал ФГУ «ЦЛАТИ по УрФО» произвел инструментальные измерения на нескольких источниках выброса загрязняющих веществ ЗАО «Карабашмедь». На газоходе было обнаружено прогоревшее отверстие, через которое часть газов без очистки поступала в атмосферный воздух. Ранее мы проанализировали результаты инструментальных измерений на границе санитарно-защитных зон (СЗЗ) и на источниках выбросов, которые выполняются специалистами предприятий. Получается идеальная картина - концентрация и выбросы загрязняющих веществ на границе СЗЗ и на источниках выбросов в пределах нормы, а жители недовольны состоянием воздуха, которым они дышат. Результаты измерений ФГУ ЦЛАТИ пока находятся в работе.

- Приходит ли в ваше управление работать молодежь? Насколько ее сейчас волнуют проблемы экологии?

- Молодежь-то приходит, но, как в любую государственную структуру, у нас конкурсный отбор, нужно иметь стаж и соответствующее образование. Есть, правда, особо настойчивые. Одна девушка, помню, дважды выходила на конкурс и дважды проигрывала. Но сейчас она подала заявку на должность специалиста-эколога, где не нужно проходить конкурс. Значит, у человека есть огромное желание работать на этом поприще.

- Сейчас много говорится о том, что любовь к природе нужно воспитывать с детского сада. С чего, по вашему мнению, нужно начинать экологическое воспитание?

- В детских садах и в семьях надо приучать ребят бережно относиться к природе - не рвать цветы на газонах, не топтать траву, не сорить на территории, не разорять гнезда, не обижать домашних животных и т.д. Необходимо проводить лекции на экологические темы не только в вузах, школах, но и в детских садах. Также назрела необходимость принятия закона «Об экологическом образовании», который должен стать обязательным в высших учебных заведениях и школах страны. Необходимо в массовом количестве создавать экологические конкурсы для выявления талантливых детей. В бюджетах государственных природоохранных служб необходимо предусмотреть финансовые средства на экологическое воспитание, просвещение и работу со средствами массовой информации.

Наше управление в меру своих возможностей проводит работу среди подрастающего поколения. Например, в этом году организованы совместные мероприятия с МУК «Зоопарк», Институтом здоровья и экологии человека при ЧГПУ, челябинским детским центром «Планета детей», областным Центром дополнительного образования детей. Проводятся два конкурса: областной конкурс по экологической безопасности и охране здоровья населения (совместно с Общественной палатой области) и конкурс детских рисунков и сочинений на экологическую тему.

Наша справка

Сергей МАЛЫШЕВ - заслуженный эколог РФ. Родился 30 октября 1953 года в деревне Боровское Нижегородской (Горьковской) области. В семье был четвертым из восьми детей. После школы поступил в Горьковский инженерно-строительный институт по специальности «Очистка природных и сточных вод». В 1975 году по распределению попал в Челябинск, работал в Южно-Уральском бассейновом территориальном управлении. С 1986 по 1989 год работал в инспекции рыбоохраны. С 1989 по 2000 год - в комитете Госкомэкологии области, прошел путь от начальника отдела госконтроля использования и охраны водных ресурсов до заместителя руководителя. С 2000 по 2004 год работал в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по области. Руководителем Росприроднадзора работает с 2004 года. Награжден знаком «Отличник охраны природы». Увлечения: аквариумные рыбки. Иногда рыбачит на Шершневском водохранилище, Аргазях и озере Яубалык. Занимается садом. Трое детей и два внука. Старшая дочь закончила ЮУрГУ по специальности «Экология», сейчас в декретном отпуске. Сын - выпускник автодорожного факультета ЮУрГУ. Младшая дочь учится на четвертом курсе в ЧелГУ.

VK31226318