Пни да пни кругом

Пни да пни кругом

В национальном парке «Таганай» незаконно вырубают деревья.

С ноября 2009 года в национальном парке «Таганай» - период «временного правительства». Бывший директор Сергей Братухин находится под следствием по подозрению в должностных преступлениях (мы писали об этом 25 февраля 2010 года). Его бывшие замы Владимир Зубов и Иван Чернышев, исполняющие сегодня обязанности руководителей, проходят по делу в качестве свидетелей.

Не доверяя слухам

В последнее время туристы, совершающие паломничество на Таганай, рассказывают невероятные вещи: на Киалимском кордоне, находящемся в ведении национального парка, творятся несовместимые с природоохранным законодательством дела. В ближайшем от кордона лесу будто бы вырубается строевой лес. Из него сооружаются домики, часть древесины идет на дрова. По закону весь материал для строительства должен завозиться в национальный парк извне (кроме сухостоя), а сами здания не могут быть капитальными. Иными словами, они не должны иметь фундамента и быть сборно-разборными. В качестве дров полагается использовать ветровал и сушняк.

Киалимский кордон - малодоступное для контролирующих органов место. Если добираться со стороны Златоуста, то это задворки национального парка «Таганай». От города - на расстоянии примерно 23 километров. Проезд возможен только зимой на снегоходах: в остальное время туда добираются пешком либо по горным перевалам через каменные реки - курумы, либо по петляющей у подножия гор заболоченной тропе по руслам ручьев и прогнившим гатям.

Не веря слухам, неравнодушные к природе люди решили организовать экспедицию на дальний кордон с участием нашего корреспондента. В проводники вызвался Сергей Аверченко - инструктор по туризму, знающий закоулки Таганая как свои пять пальцев. Целью нашей экспедиции было составление акта о незаконных порубках на Киалимском кордоне.

Бумажные нелепости

Вопросы начали появляться с первых шагов. При входе в парк руководитель Таганайского лесничества Геннадий Шумкин протянул нам для ознакомления пачку листов - последний приказ временного руководства национального парка. В нем содержался перечень разрешенных стоянок на территории парка. Часть из них относилась к категории коротких привалов, другая - к числу стоянок с розжигом костров. Четыре точки были определены как платные стоянки с оказанием услуг: центральный вход в парк, Белый ключ, Киалимский кордон и Откликной гребень. По поводу первых трех вопросов не возникало. Белый ключ принадлежит предпринимателю Олегу Штейнбергу, два других находятся в ведении национального парка. Все они оборудованы всем необходимым для ночлега туристов - домиками, палатками, костровищами и мангалами.

Недоумение вызвал Откликной гребень, определенный в качестве платной стоянки. Не верилось, что в мгновение ока на фоне возлежащего каменного дракона выросли шикарные приюты.

- В качестве платной услуги на Откликном гребне туристам будут предоставляться дрова, - пояснил и. о. директора национального парка Владимир Зубов.

Забегая вперед (на Откликном мы побывали на обратном пути), скажу, что там мы обнаружили множество пней. По их высоте можно легко определить, в какое время года срубили деревья - зимой или летом. Пней было столько, что в иных местах реликтовые ели росли через раз, а окрестный пейзаж напоминал делянку лесорубов. Но надолго ли хватит елочек при вырубке их на дрова? Вряд ли: эти пушистые деревца невысоки (порядка пяти метров) и тонкоствольны. Тем и уникальны.

Разрешать ночевку в этом красивом месте Таганая вряд ли разумно. Территория здесь и без того замусорена туристами. Благотворительные экологические десанты время от времени сжигают бумагу и пластик, а жестянки сгребают в кучи. Но мусор годами лежит под соснами и елями.

Без крыши дома

Недалеко от Откликного гребня есть приют «Таганай», принадлежащий Алексею Смирнову. Там удобно сделать привал. Но недавно владельцу запретили принимать туристов из-за того, что документы на землю и строения находятся в стадии оформления. Приют достался ему, когда договор аренды земельного участка готовился к регистрации. На этом дело и застопорилось. Аналогичным образом поступили и с приютом «Гремучий ключ». Им владеет Владимир Мальцев.

Не имеющие возможности переночевать под крышей туристы чаще будут вырубать деревья, чтобы согреться у костра и оставлять после себя больше мусора. Был туризм под присмотром - стал беспризорным, неконтролируемым. Вместо приютов волевым решением руководства национального парка разрешены «дикие» стоянки, за которыми вряд ли кто-то будет присматривать. Алексей Смирнов, кстати, из года в год бесплатно размещает в приюте добровольных чистильщиков, совершающих экологические десанты на природу. Теперь, согласно предписанию, он не имеет на это права. Значит, и десанты вряд ли будут.

Одна из самых больших опасностей притаилась на крутом подъеме от запрещенного приюта «Таганай» на Откликной гребень и в долину Сказок. На протяжении примерно трех километров в тайге полно сухого, обожженного солнцем ветровала. Для уставшего без комфортной стоянки человека велик соблазн чиркнуть спичкой и развести костерок. И тогда огонь может уничтожить сотни гектаров леса.

На что пошли ели и березы?

Метрах в 200 от Киалимского кордона мы наткнулись на места, изобилующие свежими пнями. По тайге были проложены лесорубочные просеки. Было видно, как по ним шла тяжелая техника, сшибая верхушки молодых деревьев. На каждой просеке - не по одному десятку свежих пней. Многие из них, как видно, пытались сжечь. Некоторые свежие пеньки засыпаны слоем золы в палец толщиной. Судя по всему, кто-то пытался их «состарить». Но во время нашего визита из-под золы выглядывала юная древесина, а трава не успела прорасти сквозь янтарно-чистый опил. Мы сбились со счета, продираясь сквозь мокрые заросли. Но выходило, что пней не меньше сотни. Большинство из них были еловыми, часть - березовыми, видимо, спиленными на дрова.

На обратном пути удалось снять на фотокамеру и два свежесрубленных домика. В них разместились школьники из Удмуртии. На кордоне топилась банька, ребятишки с веселым визгом бросались в холодную речку. Хозяева национального парка, как видно, приватизировали право обогревать туристов и предоставлять им крышу за деньги. А заодно и право на бесконтрольное варварство.

Как сообщил нам и.о. директора национального парка Владимир Зубов, со дня на день они ожидают природоохранную прокуратуру, которая намерена провести проверку состояния лесов на Киалимском кордоне.

Для справки: Национальный парк «Таганай» создан решением Совмина РСФСР в марте 1991 года по инициативе жителей Златоуста и Кусы, обеспокоенных вырубкой уникальных лесов вблизи городов. Парк находится в районе Таганайского горного узла севернее Златоуста. Общая площадь - 564 квадратных километра. Для местности характерны живописные скалистые гребни, уникальные каменные реки - курумы, чистые озера и родники. На небольшой территории здесь расположены многие экосистемы - горные тундры и луга, моховые болота, подгольцовые редколесья и реликтовые леса.

VK31226318