Поработали - стали меньше мусорить

Поработали - стали меньше мусорить

Утром я с третьего раза дозвонился до молодежной биржи труда. Там сказали, что трудовые отряды главы Челябинска каждый будний день работают с 9 до 12 часов. Я сел в маршрутку и к половине одиннадцатого попал в школу № 123 на северо-западе. Там уже заканчивал свою работу отряд «Союз добрых сердец».

Девять мальчишек и девчонок загружают всяким хламом грузовую «Газель». На вид им лет по 14. Так и есть: все, кроме одного паренька, перешли в девятый класс. Подростки одеты в рабочую одежду, руки в пыльных перчатках. Они по двое спускаются в школьный подвал, набирают полные носилки мусора и вытаскивают их на воздух. Здесь еще двое ребят - один стоит в кузове грузовичка, другой - внизу, ребята набивают «Газельку» древней школьной утварью на выброс. Сначала в кузов отправляются несколько гнутых лыжных палок разного размера, потом какие-то доски и камни, рваные маты из спортзала...

- Здесь весело! - говорит Костя, только что принесший из подвала кусок пыльного стекла. - В нашем отряде я всех знаю, тут половина из моего класса, а все остальные из параллельных. После работы обычно на карьер купаться ходим.

- Сильно устаете?

- Нет, не очень. Иногда трудно бывает, но зато деньги платят.

Школьники в трудовых отрядах действительно работают не только «за идею». Убирая мусор с газонов, высаживая деревья и помогая пенсионерам, они получают деньги. Около 4000 рублей за смену в 27 дней. «Лагерные дети» приходят домой к пожилым людям, проводят с ними время, не дают почувствовать себя одинокими. Не зря отряд 123-й школы называется «Союз добрых сердец»: большую часть работ ребята выполняют на территории дома ветеранов Калининского района.

«Юные пролетарии» закончили грузить машину и собрались на репетицию. Им предстоит участвовать в конкурсе самодеятельности среди таких же трудовых отрядов, решили было выучить две песни - «Катюшу» и «Солнечный круг». Надо сказать, спелись школьники неплохо. У них есть все шансы занять первое место среди 24 «Отрядов главы города». Пением с ребятами занимается тот же педагог, что преподает им музыку. Управляет делами отряда учитель технологии Надежда Владимировна Шадрина. В общем, те же лица, что и во время учебы. Только ребята не сидят за партами, а работают. Их трудовой день длится четыре часа, «трудармейцы» получают бесплатные завтрак и обед.

Мне хотелось узнать, что думает о труде как о способе воспитания директор школы № 123. Но не успел я задать Анатолию Ивановичу Антропову этот вопрос, как в его кабинет ворвался один из «работников».

- Пойдемте, - позвал он меня, - сфотографируете, как мы на турниках «солнышко» крутим.

Я извинился перед директором и пошел. На вид щуплому пареньку было не больше 13 лет. На школьной спортплощадке мне показали и «солнышко», и «узел», и сальто с рук назад. А еще подростки раскачивались и «вставали» на турнике вниз головой, удерживая равновесие болтающимися в воздухе ногами. Тренер Николай, научивший детей всем этим кульбитам, стоял в сторонке, изредка внося поправки. Он рассказал, что каждый день занимается с ребятами такой акробатикой. На то, что выделывали его подопечные, действительно стоит посмотреть. Такое не в каждом цирке встретишь. Ради занятий с Николаем дети (особенно парни) утром охотно идут работать в отряд.

- Школьные трудовые отряды - полезная вещь, - сказал директор, когда я вернулся в его кабинет. - Сейчас во многих школах нормального трудового воспитания как такового нет. Мы даже станки включить надолго не можем из-за лимита на электричество. А отряды - это какая-никакая, а работа. Дети узнают цену деньгам, самостоятельно их зарабатывая. Важно и то, что после смены они перестанут мусорить где попало. Потому что узнают, каково потом убирать этот мусор.

Михаил ГАЛЯН

VK31226318