Сорняки и трещины на голой почве…
Южноуральские крестьяне и власти бьют тревогу: от жары уже пострадало 636 тысяч гектаров земель, около трети всего посевного клина.
В девяти районах области, пострадавших от жары, объявлен режим чрезвычайной ситуации. На подходе еще четыре территории. Уже пострадало 636 тысяч гектаров посевов. Мы посмотрели, как селяне выживают в засуху и как им помогают власти.
ДОЖДЬ УЖЕ НЕ ПОМОЖЕТ
Засуха охватила Варненский район с юга. Если ехать с севера, поначалу видишь вдоль трассы зеленые кусты и свежескошенную траву. Потом - пересохшее озеро, издали похожее на лужу застывающего бетона. Белесый след от испаренной соли на потрескавшейся почве - все, что напоминает о том, что здесь была вода. Теперь по дну можно пройти пешком. Вокруг - бурая выгоревшая степь и полупустые пашни.
На полях ООО «Варненское» вместо золотистой пшеницы - редкие чахлые стебли высотой в ладонь. Уже появились колосья - значит, оставаться пшенице вот такой карликовой. По словам директора предприятия Виктора Анишина, треть из посеянных в этом году 10 тысяч гектаров пшеницы не взошла вовсе. При том, что качество посева «Варненского» считается образцовым в районе. В хозяйстве ломают голову, как оборудовать комбайны для сбора низкого - во всех смыслах - урожая. Имеющаяся техника срезает только верхушку колоса - 10-12 сантиметров, а это не дает возможности собрать солому на корм скоту.
Если поворошить землю на пашне - натыкаешься на твердую корку сверху и сухую пыль под ней.
- Специалисты метеостанции делали пробы, - рассказывает начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Варненского района Александр Иващенко. - 10 сантиметров - влаги нет, 20 - нет, а после 20 даже бур не лезет.
Кормов в «Варненском» пока заготовили лишь 34 процента от необходимого. Не удастся добрать - возникнут трудности с пайщиками, которым уже сейчас вместо сена выдают деньги на приобретение кормов.
Ситуация в «Варненском» - не самая тяжелая в районе. Предприятие входит в крупный холдинг «Иволга», способный поддержать свои подразделения, перебросить технику, людей, ресурсы. Кроме того, животноводы получают субсидии от государства. А вот исключительно зерновые хозяйства жалуются на недостаток внимания со стороны власти. Директор ЗАО «Кулевчинское» Роман Шалгинбаев говорит, что дождей над полями хозяйства нет уже три года. Из-за прошлогодней засухи потеряно более 13 миллионов рублей. Не набралось даже собственных семян для посева - закупали весной. Но и это не помогло: 100 процентов посаженного зерна погибло. Если на полях «Варненского» еще видна золотая пшеница, то здесь сложно отличить засеянную землю от простой степи: вместо колосьев - розовые цветочки сорняков и трещины в голой почве. Даже если случится чудо и пойдет дождь, посевам это уже не поможет. Урожая не будет.
- Я работаю директором с 1987 года, - говорит Р. Шалгинбаев, - но такое - впервые. Даже в засуху 1975-го было легче, нас мощно поддерживало государство.
- За что это? Грешные мы, что ли? - риторически вопрошает директор «Кулевчинского» и пытается выйти из положения, заготавливая на продажу сено и солому. Это позволяет найти деньги хотя бы на зарплату работникам. Выкашиваются все неудобья: опушки, травы вдоль трассы, где зимой было больше снега, приозерный камыш.
НАДО, ЧТОБЫ ПОВЕРИЛИ
Южноуральские селяне ожидали беды с прошлого года, когда почва отдала всю влагу, а осенью не насытилась дождем. Зимовали с высушенной землей. Зимой сильные морозы сковали почву, и она так и осталась сухой. Весной лишь часть талой воды ушла в землю на полях, остальное - в водоемы. Май и июнь оказались необычайно засушливыми. Весь юг - Бреды, Кизил, Агаповка, Верхнеуральск, Фершампенуаз, Уйское, Карталы - объявил о режиме чрезвычайной ситуации в начале июля. Сухо в Чесме и Варне, сухо практически на всей территории области. Уже 14 районов бедствуют. Даже дождливый север - Нязепетровск, Кунашак, Красноармейка, Касли - не могут поделиться со своими южными соседями травой для буренок.
В Брединском районе сена заготовлено всего 16 процентов от плана. Агрофирма «Калининская» заготавливает корма за сотни километров - в Каслинском районе. В хозяйстве «Подовинное» Октябрьского района сгорели все посевы однолетних, зерновые - догорают, как в Варне.
- Засуха нас душит последние несколько лет, и в последнем году высосала все соки, никаких запасов не осталось, - говорит директор «Подовинного» Сергей Мельников. - И помощи никакой мы в том году от государства не получили - не признала нас метеослужба пострадавшими от засухи. Теперь, если дождей до осени не будет, хозяйство ждет крах.
В этом году «Подовинное» пока не попало в реестр бедствующих, но собирается подавать заявку. Однако не все так просто, объясняет Сергей Мельников:
- Для того чтобы признали «погорельцами», нам нужно провести затратные мероприятия - сделать кучу фотографий и подготовить документы. Нужно привезти метеорологов, чтобы они провели бурения на полях. По два на каждое поле. Предоставить метеорологам рабочих, перечислить деньги за бурение и так далее.
В областном минсельхозе уточняют: одно бурение стоит примерно 650 рублей. Необязательно делать их на всех полях - только на трех-четырех показательных. С другой стороны, сейчас хозяйства уже, можно сказать, в минусе, и каждая копейка на счету. Но сельскому карману нужно поднапрячься, чтобы поверили: засуха губит.
КАК НАКОРМИТЬ БУРЕНКУ
Один из покупателей кормов в Варненском районе - ООО «Нововарненское» - разводит коров герефордской породы. Высокопородный мясной скот сейчас на свободном выпасе. Чтобы увидеть животных, съезжаем с трассы и трясемся по бездорожью. Переезжаем реку - теперь это мелкий ручей. Земля иссохла, пыль летит из-под колес, как будто передвигаемся по песчаной пустыне. Нельзя даже определить ее изначальный цвет: все покрыто копотью.
Непонятно, чем питаются бедные животные. Пастбище выглядит так, будто трава на нем даже и не появлялась, а сухие стебли, торчащие местами из земли, остались еще с прошлой осени. Однако коровы - коренастые, аккуратного коричневого окраса, сливающегося с выгоревшей степью, - голодными не выглядят. По словам главного зоотехника хозяйства Александра Лапшина, спасает исключительная неприхотливость скота: все зеленое, будь то трава или ветки, коровы воспринимают с аппетитом. Несмотря на снижение поголовья из-за прошлогодней засухи, в хозяйстве планируют увеличить стадо с 1700 до 5000 голов к 2015 году. Главная цель - заготовить корма. «Нововарненское» спасают государственные субсидии животноводству, поддержка инвестора (хозяйство входит в еще один крупный холдинг - «Агрофудмастер», бывший «Сарыбай») и собственная предусмотрительность. В 2009 году посеяли многолетние травы, увеличив площадь кормовых культур на 1200 гектаров. Сейчас это дает возможность собирать сено и сенаж, обеспечивает дополнительную подкормку скоту.
Удачным решением стал и посев донника: это растение удобно в засуху, так как для жизни ему хватает полученной весной влаги.
Но даже при этом корма придется закупать на стороне. Сейчас «Нововарненское» в день подвозит 60-80 тонн сенажа, а в прежние годы было 400-500.
- В прошлом году району хватило кормов, а зерна осталось не только на семена, но и на продажу. И это мы называли засухой! - говорит А. Иващенко. - Сейчас зерновые уже ничто не спасет. Но если пройдет дождь до конца июля, вырастет трава там, где она сейчас скошена. Кроме того, можно успеть посеять однолетние травы и в сентябре добрать необходимые корма. Техника, земля и семена для этого есть.
В Варненском районе из 124 тысяч гектаров зерновых 82 тысячи уже погибли или переведены в кормовую группу - на солому для скота. Сумма потерь уже близится к 100 миллионам рублей. И это - не считая упущенной выгоды.
Дождь и помощь государства - два главных упования крестьян. Если засуха продолжится, часть поголовья скота в мясных хозяйствах придется вырезать для погашения кредитов. Однако настроения на сброс поголовья ни у одного инвестора, ни в одном хозяйстве пока нет. Прорабатывается возможность заготовки кормов в соседних районах, но обращаться за помощью к другим областям пока не планируют.
Руководители предприятий говорят, что этот год будет решающим для всех предприятий и фермерских хозяйств. Он определит - кто выживет, а кто нет.
КАК СПАСТИСЬ
Южноуральские крестьяне подсчитали сгоревшие поля: 636 тысяч гектаров. В прошлом году пострадало 250 тысяч гектаров. В 2009-м ущерб, рыночная стоимость потерянного урожая, достиг 1,6 миллиарда рублей. Плюс затраты на посев - сотни миллионов рублей. Нынешняя засуха утраивает эти цифры.
Селянам необходимо заготовить не менее 16 центнеров кормовых единиц на каждую голову КРС - задача трудная в таких жестких условиях. Директора-старожилы вспоминают далекий 1975 год, когда засуха была еще страшнее. Косили траву везде, в том числе - зеленый камыш на болотах. Где вода, конструировали катамараны с тросами. Где посуше - комбайнами. Коровы, оказывается, охотно поедают зеленый мелко измельченный камыш, если его… сдобрить солью. Еще есть шанс летом заново посеять кормовые, но урожай будет только глубокой осенью.
Государство поможет, заверяют в южноуральском минсельхозе. Областной бюджет уже выделил 144 миллиона рублей, сейчас прорабатывается вопрос о дополнительных траншах. Минсельхоз также организует внутриобластной рынок кормов - проводится инвентаризация прошлогодних запасов. Но излишки кормов есть лишь в пяти хозяйствах. Свердловчане и курганцы, у которых тотальной засухи нет, готовы продать 200 тысяч тонн фуражного зерна. Продумывается возможность купить корма в Тюменской области.
Федеральное правительство заявило о готовности помогать. Как? Во-первых, предоставят отсрочку кредитов и лизинговых платежей. Во-вторых, продадут зерно из государственного интервенционного фонда по фиксированной цене. В-третьих, дадут региону беспроцентный кредит из федерального бюджета. Челябинская область направила заявку на 380 тысяч тонн зерна из интервенционного фонда и на 4 миллиарда бюджетного кредита.
Пострадавших регионов в стране 20. Территории списали более шести миллионов гектаров. Прогноз федерального Минсельхоза по сбору зерна снизился со 100 до 75 миллионов тонн. Жара погубила значительные площади пашни в Поволжье, Татарстане, Башкортостане, Оренбуржье, на Урале. Пока эксперты считают, что дефицита зерна не будет - хватит запасов прошлых лет, когда большинство регионов собирало богатые урожаи. Другой вопрос - мясо и молоко. Для этого нужны коровы, а коровам - корма. Но корма выгорают быстрее зерновых. Дефицит продукции, естественно, скажется на кошельке обычного россиянина, особенно, если на рынке начнут лидировать иностранные компании и диктовать свои цены.
ДЕПУТАТЫ ЗСО БЬЮТ ТРЕВОГУ
Восьмым пунктом повестки дня вчерашнего заседания ЗСО значился вопрос: «О ситуации, сложившейся в Челябинской области в связи с неблагоприятными погодными условиями». Поднявшийся на трибуну министр сельского хозяйства Иван Феклин озвучил невеселые цифры. Нанесенный стихией ущерб уже приближается к двум миллиардам рублей, потенциальный (недобор зерна, гибель скота от бескормицы) - в три раза больше.
Встревоженные такими известиями депутаты оживились и принялись бомбардировать Феклина вопросами и предложениями. Прозвучал даже призыв поднять на борьбу за корма все население области. Если надо, будем мол всенародно косить камыши на неудобьях. Однако глава крестьянского ведомства поспешил горячие головы остудить. И заявил, что с кормами нам помогут соседи, а зерно предполагается взять из закромов правительственного интервенционного фонда.
Обсуждение вопроса закончилось тем, что нардепы приняли обращение к губернатору. В нем они просят Михаила Юревича объявить чрезвычайное положение на всей территории области. За скобками осталась эффективность подобной меры - очередная бумага на гербовом бланке вряд ли заставит небо пролиться долгожданным дождем.
- Может, те 114 миллионов, что мы на осенние выборы отдаем, лучше бросить на борьбу с засухой? - вставил реплику неутомимый лидер регионального отделения ЛДПР Олег Голиков.
На что получил полный оптимизма ответ от председателя ЗСО Владимира Мякуша:
- Мы и на выборы деньги найдем, и на засуху.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве