Шлагбаум у озера
Из-за псевдопредпринимателей, собирающих деньги за въезд на бесплатные пляжи, на диких водоемах тонут люди.
Небывалая жара, царствующая на Южном Урале с начала лета, заставляет горожан садиться на машины и ехать на пляж. Пруды, озера, реки, карьеры и даже водоемы, которые похожи на болото, превратились для изнывающих от зноя людей в лазурные берега, где можно плавать и загорать. Легко представить возмущение любителей пляжного отдыха, когда перед въездом на излюбленное место, где еще год назад можно было бесплатно отдохнуть, появляется шлагбаум (иногда просто натянутая меж двух кольев веревка) и непонятные люди требуют за въезд от 100 до 500 рублей. При этом документы (порой явно поддельные) может предоставить лишь каждый четвертый «владелец» шлагбаума. Кто посмелее, тот шлет таких «хозяев» подальше. А люди поскромнее ищут места бесплатные, а это в большинстве своем непригодные для купания водоемы. В итоге южноуральцы тонут именно на тех пляжах, где нельзя купаться, где нет матросов-спасателей.
В нашу редакцию поступило несколько звонков от негодующих читателей. Житель областного центра Владимир очень удивился, когда приехал на озеро Касарги и наткнулся на нескольких крепких парней-охранников. Прямо через грунтовую дорогу, ведущую к водоему, установлен шлагбаум.
- Проезд к озеру охраняют несколько человек азиатской внешности, все едва разговаривают по-русски, - рассказывает читатель. - Потребовали 200 рублей за въезд на пляж. Когда спросил документы, показали мне несколько отксерокопированных бумажек без печатей.
Деньги я платить не стал и решил проехать в объезд через лес. Еще больше удивился, когда увидел, что прямо у береговой линии ведутся какие-то земельные работы. Не думаю, что это все делается на законных основаниях.
После рассказа Владимира мы проехались по водоемам области. Оказалось, что такие шлагбаумы, как на Касаргах, расставлены на озерах практически всех муниципальных районов. Причем это въезды не на официальные платные пляжи, которых на территории области чуть более 10 процентов.
- 150 рублей с машины, - говорит паренек, охраняющий натянутой веревкой въезд на Карпов пруд, что за дачным поселком «Тарасовка».
- А у вас тут спасатели дежурят, туалеты есть, раздевалки? Договор аренды имеется?
Парень замялся, но проехать не дал. Мол, хозяин запрещает, все вопросы к нему. А кто хозяин, молодой человек не знает. Тогда проверить пляж пришлось другим путем. Заехала через лес со стороны садов, машину оставила на опушке и потопала пешком по смежному берегу озера. Оказалось, что таких любителей халявы на бесплатном берегу много. Только вот купаться в заилованной воде как-то страшновато. Платный пляж, отгороженный от бесплатного въезда камышами и земельным трамплином, отличается от «нашего» лишь кое-где виднеющимся песочком. Мусора также много, раздевалки нет, туалет в ближайших кустах. О матросах-спасателях и говорить не приходится.
Не лучше ситуация на озерах Еткульского, Увельского и Чебаркульского районов. Документы на пользование водоемами у ребят, стоящих на страже Шеломенцево (150 рублей), Шантропая (200 рублей), Круглого (100-200 рублей), Елового (200 рублей) и других озер более или менее похожи на настоящие. То есть эти люди, по их словам, подписали договор с муниципалитетами. Только за что они собирают деньги - непонятно. И вряд ли собирают законно. Арендаторов можно понять, если речь идет о путевках на рыбалку на озерах общего пользования (за них берут от 250 до 500 рублей в сутки). Озеро должны зарыблять. Хотя, судя по откликам рыбаков, с этим у нас тоже плохо. А вот с простых купальщиков плату (если она установлена договором с муниципалитетом) должны брать за сервис. Но его не было и нет. В Кичигино и на Хомутинино (въезд 250 рублей) мусор собирают раз в день и складируют тут же в больших мешках. На Шеломенцево (200 рублей) есть несколько железных раздевалок. Озера Калды, Большой Куяш, Аракуль, Алабуга - плата 300-500 рублей, а сервиса никакого.
- Смысл пользования водоемом заключается в том, что арендатор пляжа заключает договор с муниципалитетом, на территории которого он находится, - говорит заместитель руководителя областной инспекции по маломерным судам Владимир Агибалов. - Естественно, при заключении договора аренды пользователь должен оговорить с муниципалитетом, будет ли на водоеме зона рекреации, что в нее должно входить, станет ли она платной. У нас есть официальные платные пляжи. Их немного. Остальные - свободные зоны. И условия их содержания оговариваются на местах. Муниципальные власти должны контролировать соблюдение арендатором условий договора. Люди если и должны платить, то за свою безопасность. И если арендатор не соблюдает условия, местные органы власти должны взять это на заметку. Кроме договора аренды у человека, поставившего шлагбаум, нужно спросить договор водопользования, который заключается с министерством промышленности и природных ресурсов.
По словам людей, знакомых с ситуацией со шлагбаумами не по долгу службы, добиться справедливости очень сложно. Как правило, тот, кто установил шлагбаум и занимается, если называть вещи своими именами, незаконной предпринимательской деятельностью, находится в теплых отношениях с муниципальной властью. И именно в карман последней идут немалые отчисления «со шлагбаумов».
- Когда нет официального пляжа, то претензии предъявлять некому, - говорит Владимир Агибалов.
А кому предъявлять претензии, если человек, отказавшись платить сборщикам податей, пошел на пляж, который уж точно окажется бесплатным? Туда, где купаться нельзя и где спасти его будет некому? Именно на таких водоемах тонет народ.
- В прошлом году на оборудованных пляжах не утонуло ни одного человека, - комментирует ситуацию главный водолазный специалист областной ПСС Игорь Якуба. - Там всегда дежурят матросы-спасатели. А на диких пляжах, в частности на тех, где люди занимаются незаконным предпринимательством, тонут люди. Сейчас мы предпринимаем шаги по большему охвату территории. Стараемся, чтобы даже на неофициальных, но многолюдных пляжах были спасатели. К примеру, раньше на Тарелке (технический водоем, в котором купается весь Златоуст) тонуло много людей. Сейчас там дежурят спасатели, и утонувших нет. К примеру, 6 июля там спасли двоих человек. Те, кто устанавливает шлагбаумы, только усугубляют ситуацию. Из-за них люди идут в абсолютно неизвестное место, к примеру на другой, заросший берег ставшего платным озера. Вопиющий случай произошел 27 июня в Миассе на городском пруду, там утонули сразу два человека. 7-летняя девочка во время купания в водоеме начала тонуть. Мать бросилась ее спасать, но вместе с ребенком пошла ко дну. Тела школьницы и ее 32-летней матери были найдены спасателями Миасского отряда областной ПСС в шести метрах от берега на глубине три метра. Если бы на пляже дежурили матросы-спасатели, трагедии удалось избежать.
По закону вокруг водоемов общего пользования существует 20-метровая прибрежная зона общего доступа для отдыха. Она должна быть бесплатной, только машину ближе 50 метров к воде парковать нельзя. Почему у людей эту зону отбирают, должна разбираться прокуратура. Кстати, установщики шлагбаумов специально перекапывают другие подъезды к водоемам.
Проблемы возникают не только у желающих искупаться, но и у тех, кто хочет пройти в лес, к покосам, к стадам, пасущимся у воды…
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве