Не садись на пенек!

Не садись на пенек!

Видеонаблюдение за любителями поживиться ведется с давних, сказочных времен.

Вороватость у нас в генах. 10 процентов россиян готовы украсть что угодно и когда угодно. 80 процентов могут, считая себя исключительно честными, неожиданно вдруг что-то стянуть (свистнуть, слямзить, стибрить, сбондить). И лишь оставшиеся 10 никогда не пойдут на кражу. Есть еще один показатель: из десяти человек, пришедших в магазин, девять испытывают соблазн прихватить с собой товар, не оплатив его стоимость. Вот уже многие годы воровство из магазинов устойчиво колеблется между одним и двумя процентами от торгового оборота. Чтобы процент не зашкаливал, страдающая сторона (владелец торговой точки) принимает меры для защиты содержимого полок и витрин от жуликоватых покупателей.

И воробья не пропустит

Казалось, можно поступить проще: заложить «краденые проценты» в стоимость товара. Пусть честные покупатели несут коллективную ответственность за нечистых на руку собратьев. Или вычитать потери из зарплаты персонала. Но то и другое, во-первых, неэтично и непорядочно (почему кто-то должен страдать за чужие грехи?), во-вторых, покупатели и сотрудники уйдут в другие магазины.

Когда покупателя и продавца разделял прилавок, воровства как такового не было. Если случались недостачи, то в том были повинны труженики прилавка. Искушение в покупательской среде в массовом порядке возникло с появлением магазинов самообслуживания: открытая выкладка товара провоцирует морально нестойких людей на кражи.

Коммерсанты не священники: грехи себе в убыток отпускать не намерены. Они стали искать меры защиты от вороватых посетителей. Но пока ничего другого не нашли, кроме комплексной системы безопасности. Это когда охранник снабжен современными средствами электроники.

- В общем-то, да, - соглашается Михаил Пелевин, инспектор службы безопасности одного из нижннекыштымских торговых домов.

Мы застали Михаила на его рабочем месте - в «стекляшке» у входа в торговый комплекс. На столе установлены экраны. С помощью одного из них ведется наблюдение за территорией, прилегающей к зданию, на другом - квадратики отделов, находящиеся под видеонаблюдением.

- В нашем распоряжении имеется современное оборудование по охранной системе, - вводит корреспондента в курс дела инспектор Пелевин, - компьютер, мониторы с совершенно новой программой. Мы можем отслеживать всех, кто заходит в торговый дом. Если вы оставите сумку или пакет в магазине, о нем тут же просигнализирует датчик. Не поняли? Допустим, вы оставили сумку. На экране она сразу начинает мигать, так как раньше ее не было. В ночное время, если кто-то подходит к зданию ближе, чем на три метра, сигнализация начинает пищать. Одновременно движущийся предмет берется в красный кружок, его изображение подается на монитор.

Словно подтверждая слова Михаила, раздалось знакомое еще с запуска первого спутника «пи-пи-пи».

- Девушки пришли, взяли ключи, открывают окна, - пояснил Пелевин. - У нас стоят датчики как на движение, так и на открывание.

Принцип действия электронной системы защиты от краж основан на приеме и передаче электромагнитных волн от метки на товаре к антенне на выходе из магазина. В ее эффективности я смог убедиться еще зимой, когда мой годовалый внук обронил в магазине варежку. Потеря невелика, но как в холода без второй варежки? Зашли в охранную «стекляшку». Несколько манипуляций с компьютером, просмотр записи - и вот потеря, сиротливо лежащая на полу одного из отделов.

Но это мелочь. Бывали находки и посерьезней. Года полтора назад в милицию позвонил неизвестный, сообщивший: торговый центр заминирован! Продавцов с покупателями вывели, вызвали соответствующие службы. Бомбу не нашли, но обнаружили газетный сверток с торчащими проводами.

- По закону, - вводит меня в курс дела Михаил, - мы не имеем права лезть в оставленный пакет или сумку. Обычно докладываем начальнику охраны, а он уже вызывает милицию.

К сожалению, чуткие электронные датчики реагируют буквально на все, что движется. Если перед закрытием залетит птичка, то объект будет невозможно поставить под охрану. Система ни за что не согласится остаться на ночь с беспокойной пичужкой. Даже ночью при выключенном свете автоматически действует ночное освещение и птица «переселяется» на монитор, где обводится красным кружком. Однажды пришлось гоняться за воробьем, действующим на нервы чересчур возбудимому электронному видеонаблюдению. Только когда изгнали вздорную пташку, система взяла на себя охранные функции.

Кстати, теряются не только вещи, но и люди. А точнее - дети.

- Во время моего дежурства, - рассказывает Михаил, - я увидел в одном из отделов плачущую девочку. Привел в караульное помещение и по громкой связи известил о потере. Прибежала бабушка: пока она стояла в очереди к кассе, даже не заметила, как исчезла внучка.

Я за тобою следую тенью

Наверное, родоначальницей видеонаблюдения можно считать сообразительную деревенскую девочку Машеньку. Помните, как она медведю говорила: «Не садись на пенек, не ешь пирожок! Высоко сижу, далеко гляжу!» Конечно, Машенька блефовала: сидела она в коробе с пирожками, который тащил туповатый медведь. Открой он крышку, и сказку вместе с ее героиней ждал бы преждевременный финал. В современных же условиях видеоглаз позволяет предупреждать возможные неприятности.

- Мы ведем внутреннее и наружное видеонаблюдение, - подключается к разговору начальник службы безопасности Сергей Пискунов. - Наши сотрудники заканчивают специальные курсы частных охранников. Помимо определенных профессиональных качеств действуют ограничения по возрасту: принимаем на работу мужчин в возрасте от 25 до 40 лет. Почему? Если человек к нам устраивается, то надолго. Текучести кадров как таковой нет. Есть люди, которые пришли со мной 11 лет назад и работают по сей день. Какими качествами должен обладать охранник? Вниманием, выдержкой, умением общаться. Конечно, определенной физической силой, ведь иногда приходится задерживать воришек.

Был случай, перехватили мы несуна. Тот зашел в «Дикси», схватил бутылку водки, банку кофе - и бежать. Грузчик увидел, крикнул. Охранник выскочил и тормознул несуна. Тот пытался сопротивляться, но с нашими ребятами особенно не поспоришь.

Что и говорить, мужики в охране крепкие. Когда они останавливают чересчур развязного посетителя, к их словам вынуждены прислушиваться. Однажды в магазин «Дикси» заглянули двое парней, только что вернувшихся из армии.

- Это под Пасху было, - вспоминает Михаил. - Они взяли две бутылки водки, засунули под куртку и двинулись к выходу. И кто их остановит, когда там одни женщины? Но их маневр заметили в зеркале и сказали нам. А мы их тормознули и предложили вытащить содержимое. Они отказались. Тогда вызвали милицию и ЧОП. Был суд. Дали срок, хоть и условный.

- Хорошо, что охрана есть, - считает генеральный директор торгового дома Елена Морозова. - Одно ее присутствие дисциплинирует иных посетителей. А некоторых ребята сразу при входе берут на заметку. Например, наркоманов, которые уже были замечены в хищениях.

- Выгнать их мы не имеем права, - вставляет реплику Михаил. - Начинаем за ними ходить и смотреть. А когда человек чувствует за собой чье-то дыхание, ему становится неуютно и он покидает помещение.

Чудо-зеркальце, скажи!

Самая посещаемая торговая площадь - универсам «Дикси». Продуктовая «точка» всегда многолюдна. Вот где нужен глаз, вернее - видеоглаз. Но именно здесь его и нет. Зато есть четыре обзорных зеркала, расположенных в разных местах под самым потолком. Покупателям они мало заметны, а вот сотрудники нет-нет, да и бросят взгляд в ту сторону.

- Стою я как-то, раскладываю пачки пельменей (такое тоже бывает, порой и за кассу сажусь), - рассказывает управляющая универсамом Марина Моисеева, - вижу в зеркале мамашу с коляской. Она подошла к полкам с пивом, посмотрела по сторонам, хвать полторашку - и к ребенку под чехол коляски. Смотрю, что дальше. Мамаша проходит с мужем к кассе. Мне бы подождать, когда она пройдет кассу, и нажать кнопку быстрого вызова. А я сразу: «Девушка, вы все оплатили?» Она сразу: «Ой-ой, мне некуда было положить... и забыла!»

Бдительность не изменяет Марине Борисовне даже к концу рабочего дня. Привычка поглядывать в зеркало и на странно ведущих себя покупателей однажды помогла ей предотвратить кражу. Она увидела, как группа парней, толпившихся у мясной витрины, заправляла в штаны... колбасу.

Другую вороватую группу и тоже под вечер «раскрыла» уже кассирша. Опять-таки благодаря чудо-зеркальцу: двое парней и девушка затоварились водкой, за которую не собирались рассчитываться. Хищение было предотвращено, а по последнему факту дело передали в суд.

Как это ни странно звучит, но в Европе воруют чаще и больше. В прошлом году, по данным независимого исследования компании New Vision Baltija, страны Евросоюза потеряли из-за магазинных краж 1,38 процента от всего товарооборота. Это 32,3 млрд. евро. Самые крупные убытки в Европе из-за краж понесли турецкие коммерсанты - 1,67 процента от общего товарооборота. На втором месте Чешская Республика (1,47), третье место делят Польша и Франция (по 1,42). Наименьшие торговые убытки были зарегистрированы в Австрии (0,99). Учитывая, что в 27 странах Объединенной Европы проживают 500 млн. человек, то на одного еврожителя приходится по 65 украденных евро. У нас меньше, но аналитики отмечают устойчивую тенденцию к росту. Выходит, правы американцы, заявившие еще в прошлом веке: «Если товар может быть украден, он будет украден».

шкафы на заказ Мытищи .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


шкаф под заказ в Санкт-Петербурге
VK31226318