По ступенькам вокзального рая

По ступенькам вокзального рая

Комфорт на железнодорожном вокзале Челябинска есть, но преимущественно за деньги.

На железнодорожном вокзале Челябинска прошел День пассажира. Праздник проводится четыре раза в год. На сей раз он был посвящен предстоящему Дню железнодорожника. Работники РЖД поздравляют друг друга и тех, для кого трудятся, - пассажиров. Наш корреспондент изучил, каким, по мнению самих железнодорожников, должен быть комфорт для посетителей вокзала.

СКАМЕЙКИ ЖЕСТКИЕ, ГЛАЗА ПЕЧАЛЬНЫЕ

Поднимаюсь на второй этаж Челябинского вокзала. Вижу вместо привычных ровных рядов кресел составленные из них кольца и табличку «Зал повышенной комфортности эконом-класса». Вход - 40 рублей. Неужели теперь даже в зале ожидания на вокзале нельзя посидеть бесплатно?

Оказалось, можно. Для этого надо либо перейти по лестнице в соседний отсек второго этажа, либо пойти в сторону переходов на платформы. Там тоже установлены скамьи для посетителей. Железные и неудобные, зато бесплатные.

Залы повышенной комфортности появились на Челябинском вокзале в 2005-м. В помещение эконом-класса обычный зал переквалифицировался в 2009 году. Эту идею местные железнодорожники переняли у коллег из Астрахани.

Челябинцы пока относятся к нововведению с сомнением. Днем народа в комфортной зоне немного. Почти все кресла пустуют, только на одном развалился, закрыв глаза, загорелый мужчина в майке и спортивных шортах. Похоже, мягкое сиденье для него - главная ценность. Ни экран большого телевизора, ни предлагаемые книги притомившегося спортсмена не привлекают. Работники вокзала говорят, что посетители собираются здесь к вечеру, а дневную жару предпочитают пережидать возле фонтанов. В эконом-зоне можно находиться 12 часов, хотя обычно пассажиры так долго не засиживаются.

- Мы боремся за высокое качество наших услуг, - говорит начальник вокзала Владимир Черных. - Наши сотрудники часто незаметны. Вот, обратите внимание, по залу идет дежурная. Она видит: пассажир лежит на железных сиденьях, ему неудобно. Может предложить ему перейти в более комфортный зал. Лучше пусть пассажиры читают книги в эконом-зале, чем пьют пиво.

Летом вокзал принимает и отправляет около 80 поездов в сутки. Через него проходят пять-шесть тысяч человек. Всего сидячих мест для пассажиров 700. По словам начальника вокзала, этого достаточно. Помещениями повышенной комфортности пользуется меньшинство пассажиров.

Одна из пассажирок с обреченным видом выуживает из громадной сумки кошелек, чтобы заплатить за вход, но тут ее останавливает подруга:

- Ты что, я посмотрела, там бесплатно можно посидеть!

Обе разворачиваются и быстро уходят.

- Я бы заплатила 40 рублей за мягкое кресло, если бы пришлось задержаться на вокзале, - говорит Мария, пассажирка «курортного» поезда. - Но я здесь ненадолго: отдавать деньги не стану.

- В тариф билета заложены все услуги, в том числе и на ожидание поезда на вокзале, - говорит Татьяна, бухгалтер крупной компании. - Это уже лишнее выжимание денег у пассажиров. Не очень-то и комфортно здесь: сидишь на скамейке у всех на виду, одно преимущество - она мягкая. А телевизоры раньше были в этом зале для всех и бесплатно.

ВАГОНЧИК ТРОНЕТСЯ, КОМФОРТ ОСТАНЕТСЯ

Зал эконом-класса - нижняя ступенька в ряду комфортных зон. Каждая следующая обустроена лучше и стоит дороже.

Три часа пребывания в сервисном центре обойдутся в 50 рублей. Сам центр напоминает кафетерий или пассажирский зал приличного аэропорта. Длинные стойки (что-то среднее между гостиничными и барными), за которыми сидят сотрудницы. Искусственные деревья, нависающие над мягкими сиденьями. Телевизор, обеденные и компьютерные столики. На вокзале работает WI-FI, но те, у кого нет специальных устройств, могут выйти в Интернет со стационарного компьютера. Пользование Всемирной сетью входит в стоимость посещения сервис-центра. Здесь же предложат различные напитки и любые виды справочных услуг. Сотрудница центра может даже избавить вас от стояния в извечной очереди перед кассой. Она выясняет по телефону, есть ли в наличии необходимый билет, затем сама спускается к кассе на первом этаже, чтобы его купить. Правда, за подобные заботы вам придется платить комиссию - 100 рублей.

Следующая стадия - зал повышенной комфортности на 20 человек. Это удовольствие для тех, кто хочет максимально дистанцироваться от толпы прочих пассажиров. Отличие от сервис-центра - в чуть более уютном дизайне интерьера. Помещение разделено на зоны для пяти-семи человек. Каждая с мягкими креслами и диванами, со столиком. Друг от друга эти закутки отделяются толстыми деревянными ширмами в азиатском стиле. Еще есть отдельный туалет и душевая кабина. Оплата здесь почасовая. 80 рублей - днем, 100 - ночью. Зал принимает 20-30 человек в сутки, однако, заглянув внутрь, я не заметила ни одного.

КАК РАЗВЛЕКАЛАСЬ Я, ВАС НЕ КАСАЕТСЯ

Есть на вокзале и детский зал, в котором расположен игровой городок с горками и лестницами. Здесь же - пеленальная комната, где малыша можно искупать и переодеть. Вход бесплатный. Но не спешите радоваться: это только для детей. Родителям придется заплатить по 25 рублей за возможность присматривать за своим чадом.

Для маленьких пассажиров есть еще один аттракцион. Они могут прокатиться на детском электромобиле по зданию вокзала. Родителям эта радость обойдется в 25 рублей за полчаса езды.

Еще один пункт в прейскуранте платного сервиса вокзала - настольный теннис. Размяться за игрой можно за 50 рублей в час.

И все это только услуги вокзала. А есть еще многочисленные арендаторы. Частники предлагают, например, расслабиться в массажном кресле. Не стоит забывать и торговые точки с горячим питанием, услугами для владельцев мобильных телефонов и всякой мелочевкой, которая может понадобиться выскочившему из поезда на время стоянки путешественнику. Цены традиционно для привокзальных магазинов высокие. Небольшая порция эскимо, к примеру, стоит 40 рублей.

Получается: насколько комфортным будет ваше пребывание на вокзале, зависит только от вашего кошелька. Не хотите платить за кресла и телевизоры - скучайте на холодном железном сиденье, изучая окружающих и слушая объявления о прибытии поездов.

Почему нельзя сделать комфорт бесплатным и доступным для всех пассажиров? Владимир Черных объясняет: удобства - дело затратное.

- Мы должны покупать телевизоры, кулеры, литературу, которую мы предлагаем пассажирам. Нужно приобретать мягкую мебель или менять на ней истершуюся обивку. Надо как-то компенсировать все эти затраты, поэтому вход в залы повышенной комфортности платный.

КСТАТИ:

Челябинский вокзал - один из крупнейших в стране: площадь 20 тысяч квадратных метров. Введен в эксплуатацию 6 ноября 1965 года. С 1999 по 2005 год проводилась масштабная реконструкция здания вокзала. Вокзал обслуживает пассажиров, следующих с четырех основных направлений: Западной Сибири, Дальнего Востока, Екатеринбурга, центральных и северных областей Казахстана. Ежегодно вокзал отправляет поездами 12 миллионов пассажиров.

Елена КОЛЧИНА

VK31226318