Когда небо над городом перестанет быть сизым

Когда небо над городом перестанет быть сизым

Челябинец Семен Михайлович после второго инсульта стал особенно метеочувствительным. Ломит суставы не только в ненастье, но и во время крупных промышленных выбросов в атмосферу. Пожилой человек, чтобы понять закономерность появления зла — сизого смога, стал все факты выбросов записывать в тетрадочку.

ФЕРРОСИЛИЦИЙСКОЕ ЗЛО

— Дом мой стоит на горке, этаж 10-й, отлично видно, кто, когда и как дымит, — рассказывает ветеран труда. — На цинковом заводе, например, с вечера на трубе висит «лисий хвост». «Мечел» от меня подальше: его трубы с черным дымом тоньше выглядят. ЧЭМК — самое большое зло: от меня в трех километрах. Весь день дымит синими цветами, а выбрасывает гадость в виде сажи и хлопьев по-тихому, когда все спят, — в 4.00—4.30. Последний выброс был в ночь на 28 июля. Если нет ветра, смог долго висит над центром города и над ЧТЗ, и такой плотный бывает, что даже труб заводских за ним не видно. Встаю, закрываю форточки. Рассеивается смог только к 11—12.

О ЧЭМК и поговорим. Обитатели верхних этажей домов на улицах Танкистов и Хохрякова подтверждают: любят на комбинате выбрасывать сажу в выходные, по ночам, подгадывают к дождям. После такого залпа вонь стоит целый день. В центре жизнь становится невозможной. Часто это ощущаем и мы в редакции на ул. Пушкина, 12.

В жару приходится закрывать балкон и включать кондиционер, но он не спасает от острого запаха ферросилиция.

КОМПОНЕНТ ВЫПАЛ

Сколько в Челябинске существует электрометаллургический комбинат, столько население слышит об улучшении системы газоочистки. Из рекламного буклета ЧЭМК: «Наряду с развитием производства осуществляется большая работа по строительству природоохранных сооружений. Практически все цехи комбината оснащены самыми современными и наиболее эффективными аппаратами газоочистки — сухими рукавными и электрическими фильтрами». На бумаге, вроде, все есть — в реальности дышать нечем.

В мире есть образцы, на которые стоит равняться. В небольшом финском городке Раахе металлургический комбинат, тоже построенный советскими специалистами, располагается практически в центре, но это нисколько не мешает многочисленному притоку туристов. Комбинат оснащен разными природоохранными системами. Рядом с ним спокойно находятся жилые дома, рестораны, магазины, клумбы с цветами. Нет санитарно-защитных зон — такого понятия на Западе давно нет. Картину гармонии с окружающим миром можно наблюдать на большинстве европейских металлургических заводов.

У нас металл производят по отсталым технологиям производства, которые связаны с большими выбросами. ЧЭМК применяет электропечной способ производства, недостатки которого — дорогое газопылеулавливающее оборудование, затраты на футеровку и очень большой расход электроэнергии. При таком способе производства, если следовать всем рекомендациям, продукция получается «золотой». Но если «забыть» об одном из компонентов либо приостановить его совершенствование под предлогом временного отсутствия средств (речь идет о мощном фильтровании), прибыль получать можно.

Еще один путь «забывчивости», как выяснилось в приватных разговорах с сотрудниками комбината, фамилии которых называть не будем, — выключать электрофильтры. Экономия получается значительной.

ДЫМОК В СВАЛКЕ

Заведующий кафедрой теории металлургических процессов

ЮУрГУ Геннадий Михайлов считает: за вредным производством в центре мегаполиса нужен особый санитарный контроль. Завод не должен «закрываться» ни от исследовательских разработок в этой области, ни от населения, требующего чистого неба над головой.

Нельзя бесконечно относиться к теме экологии как к разменной монете в ходе предвыборной борьбы и политической грызни за хлебное место.

— Фильтрующие установки должны быть, автоматика и четкий режим, особая технология под каждую шихту, — поясняет Геннадий Михайлович. — А они идут на потери сырья: это прямые выбросы в шлаковый отвал, в природу. С другой стороны, владельцы изрядно потратились на покупке рудника: возят теперь руду с Полярного Урала. Их тоже понять можно.

На комбинате не работают, как раньше, специалисты НИИ, не разрабатывают новые методы очистки. Мощный фильтр за миллиард рублей, обещанный городу несколько лет назад, так и не установлен.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПОТЕНТЫ

Что говорят в примерно 20 надзирающих экоинстанциях? Есть даже передвижная станция экологического мониторинга воздуха, о результатах работы которой давно никто ничего не слышал. А ничего там не говорят.

Из управления Росприроднадзора обещали прислать ответ на вопросы «Челябинского рабочего», каким образом они контролируют выбросы ЧЭМК. Ждем. В отчетах ведомства за 2009 год и первое полугодие нынешнего мы не нашли ни одного упоминания о комбинате. Он призрак, в списках злостных нарушителей не значится.

Проверяющие наверняка скажут: запрет «кошмарить» бизнес не позволяет им входить на частную территорию. На это можно привести слова Д. Медведева, сказанные в ходе челябинского визита в 2008 году, о том, что частному бизнесу негоже заниматься консервацией экологически устаревших технологий.

В Росприроднадзоре скажут, что граждане с жалобами к ним не обращались, потому и сказать им нечего. А может быть, граждане не верят в действенность такой структуры?

Оперативно по поводу выбросов нам ответил Роспотребнадзор. Ведомство перечисляет, когда были замечены неблагоприятные метеорологические условия (сизый смог в безветрие) и добросовестно пересказывает ответ ОАО «ЧЭМК». В эти дни, оказывается, акционерами «были выполнены организационно-технические мероприятия по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу согласно проекту нормативов ПДВ. Проводился инспекторский контроль за эксплуатацией технологического и газоочистного оборудования».

Контроль, может, и проводился, а выбросы все равно висели над городом. То ли нормативы старые, позволяющие сыпать нам на головы сажу, то ли население заблуждается в окрасе дыма, принимая его за опасный.

Сейчас фактами выбросов занимается природоохранная прокуратура.

— Превышения ПДК есть, — признал прокурор Анатолий ЕКИМОВ. — Добавляют заводы, большая доля автотранспорта. Центр города сейчас живет как бы под забором ЧЭМК.

Прокурор говорит, что они постоянно штрафуют предприятия. Но население эффекта не чувствует. Ферросплавщикам штрафы в 5—8 тысяч рублей — укол комара.

Ряд общественных организаций, в том числе представители «Гринпис России», предлагают законодательно через Госдуму утвердить миллионные штрафы за единичный факт выброса. Но металлургическое лобби не позволит даже внести такой законопроект. Сами депутаты, особенно местные, такой инициативы не проявляют.

НАНОТЕХНОЛОГИЯ БЕЗ ХРОМА

Остается одна надежда. Надежда на то, что ЧЭМК просто перестанет существовать. Каким образом? Его уничтожат новые технологии, согласно которым получать металл с заданными свойствами можно и без загрязнения природы. Дорогостоящие легирующие добавки при производстве высокопрочных, стойких к коррозии сталей и чугунов в таких процессах могут не применяться: уже разработан ряд инструментальных сплавов уровня быстрорежущей стали без использования хрома, вольфрама, молибдена.

Mebel-drezna.ru шкафы купе в Дрезне

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

укладка линолеума в Красноярске
VK31226318