Трансплантация - это новая жизнь
Врачи областной больницы пересадили за год 14 почек.
Год назад, 4 августа 2009 года, в областной больнице была выполнена первая операция по трансплантации органа. Молодой женщине спасли жизнь, сделав родственную пересадку почки от старшей сестры. Это была сенсация, начало новой эры в истории медицины Челябинска. За прошедший год врачи второго хирургического отделения больницы выполнили 14 таких операций и теперь думают о пересадке печени. Но каждая из них по-прежнему уникальна.
Давно не встречала таких счастливых людей.
- Два дня после операции не мог понять: чего-то мне не хватает. Потом дошло - голова не болит, словно родился заново,- улыбается 49-летний Жоламан Тажибаев из поселка Наследницкий Брединского района.
Он и впрямь пережил второе рождение. Жоламан четверть века работал чабаном, вдвоем с отцом гоняли они отару овец по тысяче голов. И вдруг на него навалилась слабость, начались невыносимые головные боли.
Человек, никогда в жизни не знавший ни больниц, ни врачей, вынужден был лечь на обследование. Диагноз стал для него приговором: отказали обе почки.
- Мне было так плохо, - вспоминает мужчина, - что в поезде по дороге на гемодиализ в областную больницу я падал в обморок. И через год меня поставили в очередь на пересадку почки. Я и не чаял, что доживу до нее. Спасибо всем врачам за мое спасение от меня и двоих моих детей!
Он не привык плакать, стыдится своих благодарных слез как недостойной мужчины слабости. И мы тихо выходим из палаты.
В соседней палате второй хирургии нас встречает красивая молодая женщина из Озерска:
- Я чувствую себя совершенно здоровым человеком! Дышу полной грудью. У меня нет больше ограничений ни в воде, ни в еде - видите, ем теперь и бананы, и орехи, и персики, от которых раньше могла умереть. Впереди у меня свободная, прекрасная, как цветочная поляна, жизнь. Хочу поблагодарить за нее доктора Евгения Полторака и всех медиков его отделения.
Болезнь Светланы начиналась, как у многих женщин, с первой беременности, после рождения второго ребенка пиелонефрит стал хроническим. Четыре года назад ей поставили диагноз «глауронефрит», спасать почку было уже слишком поздно. Последние полтора года она уже не могла жить без гемодиализа. Жизнь разделилась для Светланы на страшные отрезки (до лечения и после) и на два состояния (голова болит сильно и очень сильно). Она мечтала о трансплантации, ждала ее изо дня в день, из месяца в месяц.
24 августа в 16.30 ей позвонил врач: «Срочно приезжайте! Такая возможность появилась». В четыре часа утра ей уже делали операцию. Медлить было нельзя: донорская почка «живет» 24 часа.
- Одно из определений трансплантации - новая жизнь, - говорит заведующий вторым хирургическим отделением областной больницы Евгений Полторак. - То есть человек был глубоким инвалидом или стоял на краю могилы. После пересадки он обретает право на полноценную жизнь, качество ее у наших больных кардинально меняется. Двоих этих людей в принципе можно было бы уже выписать домой, если бы у нас существовал патронаж, как за рубежом.
Челябинск сегодня наравне с Краснодаром в лидерах среди регионов, начинающих трансплантацию органов. Весной был на юбилейной конференции в Екатеринбурге, где отмечали двадцатилетие этой работы. С гордостью они рассказывали, что за первый год сделали две трансплантации почки, мы - 14. Потому что опираемся на опыт коллег и более быстро развиваемся.
Самое главное: за этот год удалось изменить отношение общества к этой проблеме. Я столкнулся с неприятием ее медицинской средой. Мои коллеги, врачи больниц области, оказались еще консервативнее обычных людей, даже родственников умерших. Они попросту боялись заниматься этим, несмотря на то, что в России есть правовая база для пересадки органов. Когда увидели, что эта работа спасает жизни безнадежных больных, изменилось отношение. Сейчас шок проходит, и это очень радует. Трансплантология - мультифакторная проблема, которой занимаются чуть ли все подразделения больницы: реаниматологи, неврологи, сосудистые хирурги, иммунологи, специалисты гемодиализа, лаборанты. Каждая пересадка задействует полколлектива вместе с главным врачом. Добавьте к ним судмедэкспертизу и прокуратуру, которая все это проверяет. Операция длится в среднем шесть часов. Скажите, о каких подпольных пересадках здесь вообще можно вести речь?
Шесть трансплантаций у нас были родственными. Это люди-герои, они пожертвовали родным части своего организма. За границей живое родственное донорство вообще не приветствуется. В развитых странах другой показатель: на один миллион населения - 20-30 посмертных доноров в год. У нас в России - всего четыре на миллион.
Восемь пересадок за год - это посмертные органы. Почки забирались у тяжело пострадавших в ДТП людей, у которых погиб мозг. Десять дней назад одна такая погибшая женщина спасла сразу двоих - Светлану из Озерска и Жоламана из Бредов. Но на каждый появившийся орган вызывают сразу двух-трех больных, подходящих по фенотипу. Им врачам пришлось пока отказать.
Сегодня в листе ожидания стоят более 120 жителей области, полностью обследованных и подготовленных к операции. Они ждут своего шанса на жизнь.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве