Челябинск. Недоступный город
Вы часто видите инвалидов-колясочников на улицах? Нет. Наверное, потому что для человека на коляске наш город подобен непреодолимой полосе препятствий.
Наша встреча с Евгением Коробейниковым состоялась в Челябинском Центре Реабилитации инвалидов. Передо мной молодой, энергичный и рассудительный мужчина. Единственное его отличие от нас с вами в том, что он сидит в кресле-коляске.
Инвалидность Евгений получил десять лет назад в ДТП, о подробностях которого не любит вспоминать. Травма вынудила его сесть в кресло-коляску. Но менее активным человеком от этого он не стал. Вместо того, чтобы обреченно сидеть в четырех стенах, Евгений решил продуктивно использовать огромное количество свободного времени. Он поступил в институт и получил второе высшее образование по специальности социальный работник. Стал членом Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, заместителем председателя комиссии по социальной политике Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области. Вместе со своими единомышленниками почти каждую неделю посещает общественные и культурные мероприятия. Однако большой проблемой для Евгения, и для многих других людей на инвалидных колясках, была и остается неприспособленность нашего города для маломобильных групп населения.
Спасение утопающих…
Основная проблема человека на коляске – невозможность выйти из собственной квартиры. Или зайти в нее. Если человек до травмы жил на первом этаже, еще полбеды, а что делать тому, чья квартира находится на пятом или, например, восьмом этаже? Конечно, первое время можно рассчитывать на помощь родных или близких, но не станешь же все время просить их помочь тебе спуститься или подняться по лестнице, особенно, если в доме нет лифта.
- В основном, квартиры в нашем городе не приспособлены для инвалидов-колясочников, - рассказывает Евгений. - Человек, получивший травму или серьезное увечье, возвращается из больницы домой и уже не может выйти на улицу самостоятельно. Первые два года я тоже не покидал квартиру, восстанавливался, а потом мы разменяли жилье и переехали на первый этаж. Администрация города помогла мне сделать пандус, буквально открыв мне дверь в жизнь.
Сейчас пандусы инвалидам-колясочникам устанавливают за счет государства в порядке очередности, если есть такая техническая возможность. Если нет, то по закону инвалиду может быть предоставлено подходящее жилое помещение по договору социального найма. Но все упирается в недостаточное финансирование.
- Вопросы обмена жилья или установки пандуса человеку с инвалидностью, безусловно, должны помогать органы соцзащиты, - комментирует проблему Илья Петров, юрист, депутат Миасского совета депутатов, член общественной молодежной палаты, - но чаще все приходится делать самому, с помощью родных и близких. Очередь на пандус может длиться несколько месяцев, кому-то приходится ждать около года. Здесь многое зависит от самого человека. Если он активно добивается реализации своих прав, конечно, в его деле происходит больше сдвигов. А если он опускает руки, то решение его проблемы может отложиться на неопределенный срок.
Транспорт не для всех
Если колясочнику удалось выйти из дома, трудности продолжаются. На короткие расстояния и в хорошую погоду можно доехать на коляске, но в другой конец города, зимой, в гололед, это становится проблемой.
До 2005 года государство обеспечивало инвалидов-колясочников личными автомобилями. Евгений успел его получить:
- Имея машину, можно не зависеть от городского транспорта. Это значительно облегчает мне жизнь. С 2005 года были отменены все льготы по предоставлению средств реабилитации – автомобиль относится к таким средствам. Сейчас люди уже не получают машины бесплатно от государства, поэтому приходится их покупать самостоятельно.
В Челябинске есть служба социального такси, но она не способна удовлетворить существующую у инвалидов потребность в передвижении: воспользоваться ее услугами можно не более двух раз месяц и только до определенных, в основном, медицинских, учреждений.
- Сейчас наше общество инвалидов выступает с инициативой организации транспорта по примеру Санкт-Петербурга, - делится планами мой собеседник, - где нет службы социального такси, как в Челябинске. В Питере человек вызывает обычное такси и оформляет особую квитанцию, по которой 90 процентов стоимости поездки оплачивает область или город и 10 процентов он оплачивает самостоятельно. Если бы наши власти взяли на себя хотя бы половину расходов на оплату такси, это было бы просто отличным результатом.
Еще один пример разумной организации передвижения - город Тюмень, где порядка 60 процентов общественного транспорта – автобусы с низким полом, предназначенные для передвижения маломобильных групп населения. Когда в транспорт заезжает человек на коляске, водитель просто откидывает специальный скат, по которому спокойно можно подняться. В челябинском гортрансе таких автобусов нет.
Передвижение с помощью общественного транспорта становится пыткой не только не только для людей на колясках, но и для пожилых людей, которым очень тяжело самостоятельно подниматься и спускаться по крутым ступеньками, женщинам с детскими колясками.
Полоса препятствий
Проблема для инвалидов Челябинска - и высокие бордюры, и отсутствие пандусов в магазинах, жилых домах и даже в госорганизациях, призванных обеспечивать законные права и льготы людей с ограниченными возможностями. Дело доходит до абсурдных ситуаций.
Например, Фонд Социального Страхования не имеет пандусов, хотя эта организация работает непосредственно с инвалидами: предоставляет им льготное санаторно-курортное лечение, технические средства реабилитации и другие услуги.
- Сначала фонд располагался на третьем этаже без лифта. Первый раз я туда приехал подавать документы для санаторно-курортного лечения, - делится впечатлениями рассказчик. - Туда сами инвалиды не поднимаются, вместо них ходят их родственники, выстаивают там огромные очереди, вдобавок там очень тесные кабинеты и узкие коридоры. Но даже если твой представитель - человек очень близкий и хорошо знаком с проблемой, все равно зачастую он не может ответить за тебя на все дополнительные вопросы. Во избежание этого я решил придти туда сам. Подняться на третий этаж мне помог друг. Когда я там появился на коляске, все, конечно, очень удивились - такого раньше не случалось. Но, зная свои права, я хотел сам сдать свои документы без проволочек и без очередей. Сейчас эта организация переехала в другой район и находится на первом этаже, тем не менее, там все так же нет пандусов, такой же узкий коридор, тесные кабинеты и постоянные очереди.
После этого примера об ограниченных возможностях инвалидов посещать коммерческие учреждения можно было бы не распространяться. По закону, при переводе жилого помещения в нежилое (а именно в таких местах располагается едва ли не большинство частных фирм), обязательно должна согласовываться его доступность для всех групп населения - в районном обществе инвалидов. Коммерсанты же иногда настаивают, чтобы их избавили от необходимости строить пандус. Это грубое нарушение законодательства и прав людей с ограниченными возможностями.
- Многие коммерческие организации, например, парикмахерские или магазины, добросовестно ставят пандусы, и думаю, что они не проигрывают, потому что мы тоже являемся частью сферы покупателей, - объясняет Евгений Коробейников. - Доступными для нас являются крупные торговые сети, кинотеатры, развлекательные центры, однако это лишь около 20 процентов тех мест, которые нам хотелось бы беспрепятственно посещать.
Иногда пандус есть, но он не отвечает ни строительным нормам, ни здравому смыслу. В Челябинске можно увидеть заезды для колясок, которые упираются в стену или, не доходя до дверей, заканчиваются у ступеней, или имеют такой уклон, что даже человек на двух здоровых ногах по ним подняться не может.
Общество инвалидов вместе с Общественной молодежной палатой планируют создать судебные прецеденты в отношении особенно циничных предпринимателей. Частным организациям, закрывшим доступ к себе для маломобильных людей, будут предъявлены акты о необходимости установки пандуса. Отказ повлечет обращение в прокуратуру и судебный иск.
Социальная адаптация
В советские времена к проблемам инвалидности подходили лишь с медицинской точки зрения, в то время, как во многих других странах инвалидность рассматривалась и рассматривается как социальная проблема.
Социальная модель более эффективна. Например, в Германии людей с ДЦП (детский церебральный паралич) не лечат. Считают, что дешевле и проще помочь такому человеку стать полноправным членом общества, невзирая на его особенности, чем проводить дорогостоящие и, увы, безрезультатные операции.
- Моя знакомая из Германии работала инспектором в налоговой полиции, попала в ДТП и стала инвалидом, - рассказывает Евгений, - но при этом она не потеряла свою должность, просто стала работать на дому и раз в неделю привозить отчеты на работу. Помимо этого им сразу помогли с жильем, помогли устроить пандус дома и также на работе. Если в районе появился ребенок с инвалидностью, и ему нужно идти в школу, то там не нужно ребенка приспосабливать под эту школу, а наоборот, школу приспособят под него, и он будет ходить туда в обычный класс наравне со здоровыми детьми. Конечно, это не касается детей с психиатрическими заболеваниями, которым нужно обучение в специализированных интернатах.
По статистике, больше половины людей на колясках не родились такими, а получили инвалидность в результате аварий, травм, заболеваний. И они особенно болезненно воспринимают ограниченность своих возможностей. К сожалению, никто из нас от этого не застрахован. Общество не должно забывать об этом.
Сейчас, по данным Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, в Челябинской области более 22 тысяч инвалидов, которые состоят на учете, и еще более половины от этого числа не состоят нигде. В Челябинске около 1 тысячи колясочников.
КСТАТИ
14 сентября в Челябинске стартовал автопробег для инвалидов. Главная цель акции - привлечь общественное внимание к проблемам доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Участники автопробега посетят города и села Челябинской области: Аргаяш, Кыштым, Касли и Кунашак. В этих населенных пунктах планируется проведение круглых столов по проблемам доступности среды, вопросам развития волонтерского движения и привлечения молодых людей, в том числе с ограниченными физическими возможностями, к активной жизни и здоровому образу жизни. Автопробег продлится до 17 сентября.
Помогает маломобильным группам населения (люди с ограниченными возможностями, одиноко проживающие старики) организация «ДоброВолец». В нее можно обратиться за правовой, социальной и другой необходимой поддержкой:
454081, г. Челябинск, ул. Карпенко, д. 28
Телефон: 8 (351)776-54-34
Телефоны “горячей линии” по оказанию волонтерской помощи маломобильным группам населения: 8 (351)776-54-34, 8-951-45-30-446
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве