Лучше мячик, чем компьютер

Лучше мячик, чем компьютер

Какой должна быть детская комната?

К оформлению детской родителям стоит подойти с особой ответственностью. Ведь именно отсюда для малыша откроется целый мир, здесь он встанет на ножки, будет играть и делать уроки. От того, какой будет эта комната, во многом зависит характер малыша. Правильно организованное личное пространство воспитает в маленьком человечке уверенность в себе, целеустремленность и самостоятельность. Какой должна быть комната ребенка, рассказала психолог, заведующая детским садом № 478 Анна ПЕРЕЛЬ.

Комната-трансформер. Для детской стоит выбрать самую светлую, просторную и теплую комнату в квартире. Если квартира маленькая и отдельной комнаты для ребенка нет, родители должны обязательно обустроить для него хоть несколько квадратных метров, выделить детское пространство, в котором ребенок чувствовал бы себя в своем мире, где лежали бы его вещи, игрушки, которые он мог всегда взять и никому бы не мешал. Если в семье несколько детей, у каждого из них должна быть неприкосновенная территория, свои игрушки. Пусть у детей будут одинаковые стульчики, кроватки, вещи, но у каждого - что-то свое. Ребенок должен понимать, где его, где общее, а где то, что ему брать нельзя.

Детская комната - самая изменчивая во всем доме. Она должна расти вместе с ребенком, а потому главное требование к ее оформлению - возможность легко изменять обстановку. Не стоит сильно зацикливаться на дизайне. Базовый дизайн детской должен быть нейтральным, без ярких деталей. Оптимальные тона для стен и мебели - теплые, пастельные, комната должна быть оформлена максимум в двух цветовых гаммах. Радужное настроение родители будут вносить игрушками, картинками, которые можно легко убрать, спрятать, чтобы глаза отдыхали. В детских комнатах приветствуется модульная мебель: ее легко можно переставлять, собирать, убирать. Причем желательно, чтобы мебель была легкой, тогда ребенок сам сможет передвигать тумбочки, стульчики, формируя пространство вокруг себя.

Стоит ли говорить, что мебель должна быть выполнена из экологичных и крепких материалов, как и все, что находится в детской комнате. Картинки, полочки с игрушками размещайте на уровне глаз ребенка, а в процессе его роста поднимайте выше. Высоким шкафам и массивным комодам в детской не место.

Разнообразие, но не излишество. Определяющим фактором в детской комнате является развивающая среда. В младенчестве важно, чтобы в окружении ребенка были основные цвета, формы, звуки. Среду нужно постоянно менять, одни предметы убирать, другие доставать, чтобы малыш постоянно видел что-то новое. Когда ребенок ползает, ходит по комнате, не нужно давать ему для игры сразу много предметов. Иначе у ребенка не будет формироваться целеустремленность, он не научится играть, а будет просто хватать одну игрушку за другой. Когда мир ребенка перенасыщен игрушками, его вообще трудно на что-то побудить. Это проблема современных детей, особенно малышей из богатых семей: их ничем не заинтересуешь. Важно, чтобы изображения, картинки, которые окружают малыша, также не пестрили перед глазами. Лучше одно, но большое изображение, причем соответствующее действительности, а не что-то среднее между белкой и зайцем неестественной окраски.

Игрушки, висящие над кроваткой, не нужно держать там постоянно: глаза малыша должны отдыхать.

Стол для работы и стена для рисования. Любая игрушка, которую вы даете ребенку, должна быть многофункциональна. Найдите в детской место для мячей разных размеров: большого, на который ребенка можно положить, среднего для игры и маленького, который помещался бы в руку - для развития моторики. Полезные игрушки - машинки, пупс, кубики LEGO: чем младше ребенок, тем крупнее кубики. Ни к чему много больших мягких игрушек. Единственная их функция - возмещать тепло, которого ребенку может не хватать в кругу семьи. В другом случае - это просто пылесборник.

Ребенку необходимо пространство, в котором он мог бы творить. Хорошо для этого сделать стену для рисования: заклеить обои или поставить специальную доску. Маленькому ребенку тесно на обычном листке бумаги. И если у него есть место, где можно вдоволь порисовать, он никогда не будет расписывать дорогущие обои.

В младенчестве все записывается на подкорку. И не правы родители, когда они говорят: что толку ребенку сейчас что-то показывать и объяснять, подрастет - расскажем. Среда должна идти на опережение. Даже если ребенок еще не учится читать, наклеивайте на мебель, холодильник или магнитные доски цифры, слова, слоги. Периодически указывайте на них и называйте. И когда ребенок дозреет до чтения, какие-то слова у него будут всплывать чисто зрительно.

У ребенка обязательно должен быть свой стол, за который он мог бы сам сесть, встать, отодвинуть стульчик, не беспокоя взрослых. За столом ребенок может рисовать, читать, играть или кушать. Стол должен расти вместе с ребенком. В дошкольном возрасте на нем появятся тетрадки, книжки, подставка с карандашами. Малыш научится пользоваться школьными предметами, поддерживать в чистоте свое рабочее место. Желательно, чтобы перед столом, за которым ребенок учится, не было отвлекающих его игрушек. Иначе школьник, особенно первоклашка, будет с нетерпением ждать, когда он наконец допишет упражнения и убежит играть. Особенно это касается гиперактивных детей, которых сейчас очень много. У них должно быть очень четкое разграничение зоны игры и работы.

А вот компьютеру в детской комнате не место. По крайней мере до определенного возраста. В раннем детстве у ребенка формируются навыки общения. Компьютерные игры в этом смысле оказывают негативное воздействие. Поэтому зря родители хвастаются, что их двухлетка уже щелкает по клавиатуре.

Чистота и практичность. Одно из основных требований к убранству детской - практичность. Если не хотите, чтобы на светлом диване или пушистом ковровом покрытии появилось пятно, просто не помещайте дорогие вещи в детскую. Это же касается и игрушек. Часто родители покупают ребенку дорогие куклы и машинки, а потом одергивают, ругают, требуют быть осторожнее, боясь, что ребенок что-то сломает, испортит. Запреты в детстве формируют комплексы, зажатость и агрессию.

Всегда поддерживайте в детской комнате порядок и приучайте к этому ребенка. Заведите ящик или коробку для игрушек. Ребенку самому будет удобно складывать их туда. Однако не делайте из комнаты стерильного помещения. Ребенок должен соприкасаться с микробами, чтобы быть готовым пойти в садик, на улицу. Сейчас есть много приспособлений, которые обеспечивают безопасность в детской, чтобы ребенок не прищемил палец или не ударился об угол. Но здесь есть нюанс: малыш должен пройти через боль. Не стоит обкладывать его подушками, ведь он все равно когда-то выйдет во взрослый мир, где подушек нет.

Ремонт без истерик. Когда ребенок подрастет, прежде чем затеять в детской ремонт или купить новую мебель, посоветуйтесь с ребенком. У него уже есть свои предпочтения, свой вкус. Если ребенок спокойно ходит по магазинам, то можно брать его с собой уже в 4-5 лет. Но вы должны быть уверены, что в любой ситуации найдете компромисс. Если ребенок выберет обои, которые вы ни за что не купите, вы ему что ответите? Нет? И он закатит истерику? Такого нельзя допускать.

VK31226318