«Сухой закон» по-каслински
В Каслях больше месяца нет питьевой воды, назревает социальный взрыв.
Жители Каслей вынуждены выстраиваться в очередь к водовозкам, подъезжающим раз в сутки к многоэтажным домам. Школы - на сухом пайке, учат по укороченной программе. Совсем недавно стали работать закрытые прежде детские сады. Сейчас им привозят воду. Ситуацию усугубляет отсутствие во всем городе горячей воды. Ее нет с мая.
С бутылью на колонку
Именно с горячей воды начался наш разговор с жильцом самого верхнего, девятого этажа дома по улице Ленина, 12, Валерием Исаковым. Опираясь на костыли (у Валерия Васильевича нет левой ноги), он провел нас в ванную комнату. Показал на висящий под потолком 100-литровый электроводонагреватель.
- Пришлось купить, отдал за него 10 тысяч рублей. Не сидеть же чуть ли не полгода без горячей воды. Тем более внучка, 10-летняя Катенька, у нас часто гостит.
С горячей водой все ясно. Но вот Исаков открывает кран с холодной. Вроде все нормально: идет удивительно мощная для последнего этажа струя. Вдобавок прозрачная.
- А утром грязная, почти черная шла, - замечает 55-летний хозяин квартиры. - Хотя эту тоже пить нельзя: предупредили, что заражена бактериями. За чистой приходится ходить к водовозке. Она подъезжает к дому вечером, часов в 17-18. Жена спускается с бутылями.
Молодого предпринимателя Александра Сердюка, живущего в этом же доме, мы встретили у подъезда. Он шел с 20-литровой пластмассовой канистрой.
- У нас маленький ребенок, два года, - объяснил Александр. - Вот и приходится ходить на колонку. Вернее, ездить за километр на улицу Декабристов.
Предупреждение «выстрелило»
- На меня однажды жильцы напали, - вспоминает заместитель главы Каслинского городского поселения Александр Мидри. - Одна дама кричит: «Воду не даете! Да тебя расстрелять надо!» Другая ее осаживает: «Если расстреляешь, кто нам воду привезет?» А если серьезно, то ситуация, мягко говоря, непростая. Из-за жаркого засушливого лета обмелели реки, озера и болота. Даже те, которые никогда не пересыхали. В среднем уровень воды упал на метр.
Как известно, Касли стоит на пяти озерах - Иртяше, Больших и Малых Каслях, Киретах и Сунгуле. Но город до недавних пор пользовался Зацепинским прудом. Он подпитывался двумя реками - Большой и Малый Маук. Они также обмелели.
- Водозабор упал настолько, - продолжал Александр Сергеевич, - что не стало хватать необходимых городу 5000 кубометров ежемесячно. В связи с падением уровня пруда ниже проектных отметок 5 августа был введен режим повышенной готовности. Ситуация ухудшалась, и 12 августа ввели уже режим чрезвычайной ситуации. По сути, повторились 1974-1975 годы, когда из-за засухи от пруда осталась одна лужа. Говорят, что когда выбирали водозабор, старики предупреждали: он может подвести. Но власти их не послушали, отказались от Иртяша в пользу Зацепинского пруда: вода там чище, подпитывалась горными речками. Но использовать пруд планировалось как временный водозабор.
Однако самое временное, как говорится, у нас - самое постоянное. 22 года Касли пили из Зацепинского пруда. А нынче стало понятно: старожилы-то были правы! Пришлось ввести сначала график подачи воды, а 17 августа и вовсе прекратить ее поставку в город. Оперативно организовали забор воды из озера Киреты. Благо, при подготовке к ежегодному паводку были приобретены два новых насоса, проведен водовод.
- Но поскольку остальное оборудование старое, то прежний насос не смог подать воду из приямка на фильтры, - объясняет Мидри. - Четыре дня город вообще не получал воды - с 17 по 23 августа. Вынуждены были удлинить «всас» на Зацепинском пруду. Поэтому упала производительность насоса: вместо 250 кубов в час подавали 190. Попытались запитаться из заводского пруда через котельную. Там и вода чище, чем в Киретах, и мощные насосы есть, и «быстрые» фильтры. Но не вышло с хлорированием. В итоге люди двое суток получали очищенную, но необеззараженную воду. Пришлось снова вернуться к Киретам. В течение двух дней и ночей удалось организовать водозабор - сделать врезку в существующий водовод, поставить насосную, построить мостки и сделать «всасы».
Бригады на старте
Но за эти двое суток вся водопроводная система Каслей оказалась зараженной бактериями из заводского пруда. Гиперхлорирование не помогло.
- После организации водозабора из озера Киреты, - продолжает Александр Мидри, - мы так и не смогли добиться стабильности качества воды по бактериальным показателям: время от времени пробы показывали увеличение количества бактерий. Попытки продолжить гиперхлорирование с 25 августа и по настоящее время (мы встречались 15 сентября. - Примечание авторов) ни к чему не привели: стабильности анализов нет. Наш хлоратор не справляется. При необходимых 70 единицах для гиперхлорирования он выдавал 12-13 единиц. Но после вчерашнего приезда специалистов минувшей ночью удалось довести уровень до 35 единиц. Это уже нормально. Возьмем пробы и повезем в областной центр на экспресс-анализ. Кроме того, готовы две-три мобильные бригады из города Челябинска. Вместе с нашими специалистами они проведут очистку водопроводной системы и наладку насосной станции на озере Киреты. Все работы будет курировать непосредственно министерство радиационной и экологической безопасности... Пока же возим питьевую воду из Вишневогорска, Снежинска и Озерска.
Демарш мамаш
И еще с одной ситуацией столкнулись «обезвоженные» каслинцы. Не только в городе, но и во всей области не нашлось ни одной специализированной водовозки. Есть одна, но она единственная на весь... миллионный Челябинск. Новую на базе КамАЗа можно купить за два с лишним миллиона рублей. Что, видимо, и придется сделать. Тем более деньги на это губернатор уже выделил. Как и 3,2 миллиона на приобретение блочной насосной станции для озера Киреты.
К чести городской администрации, проблемой водоснабжения она занялась еще три года назад. Григорий Карагодин взялся за реализацию проекта «Чистая питьевая вода». Согласно ему, новая система водоснабжения включает в себя водозабор из подземного источника, станцию второго подъема и установку обеззараживания воды. Предусмотрены накопительные резервуары, трубопровод подачи воды на станцию второго подъема и в город длиною 2,5 км. Будет проведена реконструкция и закольцовка 4,7 км городского водовода. Капитальные затраты составят 149 млн. 907 тыс. рублей, эксплуатационные - 15 млн. 516 тыс. рублей в год. Общий объем воды в накопительных резервуарах - не менее 7500 куб. метров.
Но это в планах. А что сегодня?
- В Каслях назревает социальный взрыв, - говорит заведующая детским садом № 8 «Орленок» Нина Перескокова. - С 17 августа по 13 сентября детсады города были закрыты: специалисты из Челябинска запретили работать на привозной воде. Сотрудники радиозавода заявили главе района: не выйдем на работу, так как некуда девать детей. Администрация подготовила план мероприятия. Один из пунктов - провести разъяснительную работу с родителями: вода - привозная, в помещениях холодно, если можно, оставляйте детей дома. Поэтому сегодня наш детсад посещают лишь 15 ребят из остронуждающихся семей, а вообще у нас 135 воспитанников.
В этот момент в кабинет заведующей вошла начальник ОМТС радиозавода Светлана Лобанова.
- Да, мы говорили главе: не откроете детсады - не выйдем на работу, - заявила Светлана Андреевна. - Как видите, подействовало. Что касается завода, то там снабжение водой налажено: предприятие закупает и выдает каждому сотруднику пятилитровую емкость бутилированной воды.
Настроение у людей, с которыми мы встречались, конечно, невеселое. Большинство исправно платит за воду, тепло и прочие коммунальные блага и столь же исправно их не получают. Кстати, в кабинете главы неизбежно возник вопрос: кто понесет ответственность за чрезвычайную ситуацию по принуждение горожан к «сухому закону»?
- Наша общая задача сейчас - ликвидировать ЧС, - ответил на наш вопрос Григорий Карагодин.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве