Озеро Тургояк под защитой народа

Озеро Тургояк под защитой народа

В Миассе с нарушениями в области природоохранного законодательства борются общественники.

В 2008 году в Миассе появилось новое общественное движение «Эко-Миасс». Возглавил его Борис Ходов, в недавнем прошлом работавший в областном государственном учреждении «Особо охраняемые природные территории». Борис Иванович рассказал нам, какие задачи решает движение «Эко-Миасс».

РОДИЛИСЬ ИЗ ВОЗМУЩЕНИЯ

- В городе уже много лет функционируют такие структуры, как управление экологии и природопользования, филиал ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области». Их обязанность - не допускать нарушения природоохранного законодательства. Почему вы решили создать в принципе дублирующую структуру?

- Общественные организации возникают там, где государственные органы не справляются с возложенными на них обязанностями. Я вырос на озере Тургояк и вижу катастрофические, на мой взгляд, изменения. Водоем огорожен заборами и шлагбаумами, рядовым гражданам проход к берегам озера закрыт, хотя их право на свободный доступ к воде установлено законом.

Все это вызывает возмущение у многих рядовых граждан, но они либо разобщены, либо просто не знают, как можно бороться с подобным безобразием. Наше движение выросло из этого всенародного возмущения и пытается цивилизованным путем - через суды - воздействовать на нарушителей природоохранного законодательства.

- Насколько многочисленно ваше движения?

- Членами «Эко-Миасса» являются граждане, которые подписывают наши обращения к органам власти. Сила общественного движения не в количестве членов, хотя это очень важно, а в способности руководителей правильно сформулировать проблему, донести ее до чиновников и добиться решения.

- Некоторые оппоненты считают вашу нынешнюю деятельность проявлением обиды на то, что вы лишились места в экологической службе, намекают, что вы и сами не без греха...

- За почти 40 лет трудовой деятельности я накопил только многочисленные благодарности и премии. Незадолго до ухода на пенсию успешно прошел профессиональную аттестацию.

В последние годы написал несколько книг. Владею примерно десятком европейских языков, делаю переводы для одного издательства. Как видите, ничего криминального. Своей борьбой за сохранение озера нажил немало врагов, поэтому неудивительно, что приходится преодолевать мощное противодействие. Единственная отдушина для гласности - Интернет, где я открыл свой блог и готовлю к открытию сайт, посвященный озеру Тургояк и реке Миасс.

Поддержка нашей деятельности профессиональными юристами позволила нам должным образом оформить наши правовые требования. Теперь мы в силах заставить чиновников давать обоснованные ответы, а не формальные отписки, сообщать конкретные сведения и цифры.

ЧЕГО ДОБИВАЮТСЯ

- Какие проблемы озера считаете главными?

- Тотальное нарушение природоохранного законодательства при полном попустительстве органов государственной власти. Достаточно привести такой пример: администрацию города пять лет возглавлял Виктор Ардабьевский - соучредитель одной из баз отдыха на берегу озера Тургояк. У природоохранных ведомств было к ней множество претензий. В своем письме в Генеральную прокуратуру РФ, которое подписали около 150 человек, мы указали нарушения, устранить которые можно силами городской администрации: освобождение прибрежной полосы шириной 20 метров, создание нескольких свободных проходов к воде в местах, огороженных заборами, незаконный слив воды из озера Тургояк, незаконная отсыпка автостоянки в заливе озера Тургояк, незаконное самовольное строительство объектов недвижимости на базе «Кедр» и других базах отдыха.

- Известно, что на владельцев базы «Кедр» неоднократно налагались штрафы, замечания устранялись. Например, убран мусор, демонтирована часть пролета забора. Вы не считаете эту проблему снятой с повестки дня?

- Не считаю. По договору аренды, заключаемому с главным управлением лесами, арендаторам разрешается установить на сваях (без нарушения верхнего слоя почвы) дощатые площадки для палаток. На самом деле там возникло целое поселение. Треть из примерно сотни построек - двух-трехэтажные «палатки» на капитальном фундаменте. Разрешение на их постройку давал… бывший глава администрации. Между тем закон запрещает возведение на особо охраняемой территории личных строений и ведение любой хозяйственной деятельности. Я выступаю не против базы «Кедр», а против ее незаконной постройки и незаконной деятельности. База должна находиться за пределами особо охраняемой территории.

ОТВЕТЫ НЕ УДОВЛЕТВОРИЛИ

- По указанию экс-главы администрации на городском пляже был установлен бетонный лоток. Через него из озера Тургояк был слит запас питьевой воды, которого хватило бы всему городу Миассу на три года. Слив проводился без разрешения бассейно-водного управления (БВУ) и соответствующего запроса депутатов городского Собрания. Согласно закону, ответственность за сохранность водоемов на своей территории несет руководитель местной администрации.

- Справка начальника БВУ В. Середы не подтверждает ваши опасения: «Уровень воды в озере на 1 августа 2010 года составил 319,92 м, что на 47 сантиметров выше среднего за период наблюдений. Свободные ресурсы озера составляют 14,5 миллиона кубометров. Отдел водных ресурсов считает возможным забор воды из озера в 2010 году в объеме 3,0 миллионов кубов».

- Расцениваю этот ответ как попытку чиновников избежать ответственности за свое бездействие. Первоначально автор этой справки оценивал объем незаконного слива примерно в 20-25 миллионов кубометров. Когда встал вопрос об уголовной ответственности и оценке величины нанесенного озеру ущерба, стремительно начал расти объем «испарений» из озера. О незаконном сливе воды прекрасно знали в ОГУ «Особо охраняемые природные территории» и министерстве экологии. Знали, но молчали.

И потом, не надо путать количество воды в озере с проблемой ее самовольного слива. Берег озера был прокопан без разрешительных документов.

Кроме того, на городском пляже провели отсыпку береговой полосы строительным мусором и глиной. Построена и работает нелегальная платная автостоянка. Это привело к разрушению гидротехнического сооружения на озере Тургояк. В настоящее время накопление резервного запаса воды для Миасса и Челябинска стало невозможным. По первоначальной оценке руководителя БВУ В. Середы, размер нанесенного ущерба превышает 20 миллионов рублей.

Такую сумму должен выделить город из своего бюджета, чтобы восстановить засыпанный залив озера и провести рекреационные мероприятия. По нашему обращению в Генпрокуратуру проведено несколько проверок. Два дела в судах прокуратура выиграла, но судебные решения пока не исполняются. Так что наша борьба за озеро еще не окончена.

ЗАПРЕТ НЕ РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ

Мы попросили прокомментировать ситуацию бывшего главу администрации, а ныне заместителя сити-менеджера Виктора Ардабьевского.

- Последние проверки показали, что замечания на базе «Кедр» устранены, штрафы уплачены. Городской пляж находится на муниципальных землях, арендован и благоустроен по согласованию с министерством радиационной и экологической безопасности населения Челябинской области. Арендатор имеет две парковочные площадки. На той, о которой речь шла в ходе судебного расследования, не осуществляется парковка машин, в суде произошла путаница. А контейнерные площадки под ТБО уже сделаны.

По сливу. Никакого «самовольства» мы не допускали: просто восстановили перепускную схему, установленную много лет назад Государственным ракетным центром. По «двухэтажным палаткам» на базе «Кедр» - полный бред, который даже комментировать не буду.

- Муниципалитет мог взять под свой контроль происходящее на берегах озера и оказать влияние?

- Каждый должен заниматься своим делом. Контроль за порядком на федеральных землях обязаны осуществлять федеральные ведомства. Это их прерогатива.

- Вы признаете, что на озере очень много проблем? Каким видится вам их решение?

- Признаю. Главная проблема - наличие бесхозных земель. Нет арендатора - не с кого и спрашивать. Там, где есть хозяин, есть контроль и порядок. На сегодня это единственный способ уйти от стихийности и неорганизованности отдыхающих. А запреты проблемы не решают.

VK31226318