Кроху - в ясли

Кроху - в ясли

Лауреат Нобелевской премии Д. Хекман научно обосновал, что вкладывать нужно в ребенка до трех лет.

Впервые за историю своего существования ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) провела конференцию, посвященную дошкольному образованию. 1300 участников из 130 стран мира три дня обсуждали проблемы воспитания и обучения детей младшего возраста. Конференция проходила в Москве одновременно в пяти залах Международного торгового центра, синхронный перевод шел на шести языках мира. Россию представляли всего лишь четыре региона страны, в их числе была и Челябинская область.

Какие открытия сделала для себя делегация Южного Урала? Как выглядит наш регион в контексте мировых проблем и тенденций? Об этом беседуем с главной «дошкольницей» области, начальником профильного управления министерства образования и науки, участницей конференции Еленой Комаровой.

- Елена Сергеевна, что для вас стало сенсацией?

- Пожалуй, открытие Джеймса Хекмана, лауреата Нобелевской премии в области экономики. На основе многолетних расчетов он научно обосновал, что государству выгоднее всего вкладывать в ребенка от рождения до трех лет. Уровень возвращения инвестиций в этом случае самый высокий. В возрасте от 4 до 5 лет он уже снижается, от 6 до 18 - еще больше. Когда ребенок учится в колледже, техникуме, отдача и вовсе самая низкая.

- Есть конкретные цифры в поддержку такого утверждения?

- Конечно. Каждый доллар превращается в семь долларов к 27 годам, а к 40 годам - уже в 16. Джеймс рассчитал, какой уровень образования могут получить эти дети, каких успехов достигнут и, наконец, какие налоги заплатят государству.

Раньше мы тоже говорили о пользе вложений, но это были только слова. Теперь появились научно обоснованные расчеты. И они открывают путь, по которому можно прийти к благосостоянию нации.

- Во что именно государству нужно вложить свои средства?

- Программ, обеспечивающих качество дошкольного образования, очень много. Они связаны с питанием, развитием, здоровьем ребенка, подготовкой кадров. К сожалению, почти в половине стран мира нет никаких программ для детей младше трех лет. Незаслуженно забыт этот возраст сейчас и в России. А ведь он самый чувствительный к развивающему воздействию взрослых. Ребенок еще не говорит, но язык усваивает, и не один, если слышит речь с первого года жизни.

- Значит, правы родители, которые учат ребенка английскому языку с пеленок?

- Конечно. С ребенком нужно говорить как можно больше от рождения. У молчунов - гарантированные проблемы с развитием речи. Помните, Лев Толстой сказал, что от пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. За рубежом любят цитировать Беджамина Спока. Однажды его спросила молодая мать, когда она должна заняться воспитанием ребенка. «А сколько ему?» - поинтересовался доктор. Шесть дней, как выяснилось. «Ровно настолько вы уже опоздали», - услышала в ответ.

Наука приходит к тому, что мы очень поздно начинаем заниматься детьми. Раньше у нас была широкая сеть детских яслей. Она исчезла в 80-е годы, когда мамам сделали оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. Потребность резко упала, и ясли стали закрывать. Сегодня нужно сеть восстанавливать. Открытие ясельных групп для детей до года - одна из основных задач областной целевой программы. Эта задача ставится на уровне мирового сообщества как ключевая.

- А разве крохе не лучше с мамой? Она, как мне кажется, даст малышу гораздо больше, чем самые замечательные ясли...

- Мать, конечно, даст больше при ряде условий. Но они, к сожалению, на практике не соблюдаются. Посмотрите, чем занимается дома мать? Стоит у плиты. Ей надо четыре раза накормить ребенка. На завтрак - одно, на обед - другое, на полдник - третье, на ужин - четвертое. А еще помыть, убрать, встретить мужа с работы. Пока мама занята, кто у ребенка нянька? Телевизор в лучшем случае, а то и вовсе никто. Не случайно дома дети чаще травмируются, чем в садике. Дома масса предметов, опасных для ребенка: то пуговица попадется, то лекарство.... В детских садах опасные предметы убраны. Там специальная среда: ступенька на лестнице, унитаз, раковина - все под малыша. Но главное, воспитатель весь день занимается только детьми. У него нет другой работы. Каждый час расписан. И все средства в распоряжении - от игрушек до пособий. Еще и помощников целый коллектив: с медицинским, музыкальным, педагогическим образованием, логопеды-дефектологи, преподаватели иностранного языка, тренеры по плаванию и т.д. Даже хороший гувернер не может сегодня конкурировать с дошкольным учреждением.

- Это, конечно, так. Но если малыша отдать в ясли, значит, лишить его материнского молока?

- У матери есть право через каждые четыре часа на перерыв для кормления ребенка. В Снежинске, например, в детские ясли № 3, где сохранили кадры, оборудование, традиции, мамы приходят, кормят детей и возвращаются на работу.

- Снежинск - город небольшой. Там все близко...

- В принципе ясли должны быть нормой социальной защиты женщины и ребенка. Мир ведь не просто пришел к этому. Дети из малообеспеченных семей получат большую пользу. Думаю, что в недалеком времени ясельные группы откроют во всех муниципальных районах нашей области.

- Как выглядит наша область на фоне стран мира?

- Очень неплохо на уровне европейских стран. В Америке и Западной Европе охват детей дошкольным образованием 78,5 процента. В Челябинской области - 78,6. Мы не ценим то, что имеем. Привыкаем к тому, что есть. Правда, отстаем от стран Скандинавии, и за державу обидно. Мы должны были быть на ее месте. Но потеря детских садов и устаревшая материальная база не позволили нам сделать этого. Есть у нас перегруз в соотношении детей и сотрудников. Средняя статистическая норма - 22 малыша на одного воспитателя. Но в некоторых странах - 42 ребенка. Наши даже не представляют, как работать с таким количеством!

Что касается содержательной части воспитания, мы остаемся среди лучших. У нас ведь были не только потери, но и приобретения. Появились новые программы, оборудование и игрушки, технологии по созданию развивающей среды, оформлению помещений и т.д.

- Кто платит за детский сад в мировой практике: родители, государство или частный капитал?

- Государство в основном. Все в его руках: содержание и политическая поддержка. Частный капитал не призван решать задачи такого масштаба. Он предлагает эту услугу настолько, насколько она востребована населением.

- Какие проблемы решает сегодня мировое сообщество?

- Прежде всего это доступность дошкольных учреждений для всех малышей независимо от национальности, пола и здоровья. В некоторых странах девочки не посещают детский сад. ВИЧ-инфицированные, с нарушениями развития и здоровья - все должны ходить наравне с обычными детьми.

Но мы не прекращаем специализированную помощь тем, кто в ней нуждается. Доклад на конференции ЮНЕСКО заведующей челябинским детским садом № 181 для малышей с нарушением опорно-двигательного аппарата приняли очень хорошо. Многие в зале даже плакали.

Мы собрали этих детей не потому, что хотим отделить, а чтобы сосредоточить в одном месте дорогостоящее оборудование и дефицитных специалистов: невропатологов, ортопедов, физиотерапевтов. То, что мы сохраняем такие детские сады, ставит нашу систему в число лучших в мире. Вторая после доступности проблема - это кадры. Персонал в развивающихся странах, как правило, имеет минимальное образование и низкую оплату труда. У нас без специальной подготовки кадров практически нет. Наличие специалистов также поднимает нашу систему на высокий уровень.

кухни в Апрелевке недорого фото

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318