Труба тебе, Теча?
Председатель озерской общественной экологической организации «Планета надежд» Надежда Кутепова считает, что отселение людей от зараженного радионуклидами водоема опасности не устранит.
Главное, считает она, «изолировать» саму реку. В любом случае с ее берегов рыбачат, ребятишки купаются, здесь же пасется скот. Более того, в самом Муслюмово, откуда по всем данным люди выселены, на самом деле остаются несколько семей. Остаются не по своей воле.
- Они подали жалобы, которые уже дошли до Европейского суда, - рассказывает Надежда Львовна, - так как им по разным причинам отказано в выкупе их домов и соответственно в отселении из села. То есть их оставили там жить. Срок рассмотрения их дела в Страсбурге подойдет через пять-восемь лет. Но нормальные условия для проживания надо создать уже сейчас. Например, дом семьи Гилани Дамбаева находится в двадцати метрах (!) от Течи.
В апреле этого года муслюмовцы обратились с иском в Замоскворецкий суд Москвы. В обращении указывалась необходимость соорудить над Течей саркофаг в длину всей реки - 246 километров... Предложение звучит фантастически! Но разве не фантастика - наличие открытого радиоактивного водоема?! Тогда почему его нельзя изолировать? Далее подписанты предлагали создать санитарно-защитную зону и обозначить соответствующими предупредительными значками опасное соседство. Именно в таком состоянии можно дожидаться решения Европейского суда.
Между тем с документами общим весом в пять килограммов, отправленными в Замоскворечье, стали происходить разные странности.
- Поначалу, - говорит Надежда, - дело отдали судье, которая на тот момент находилась в отпуске. Когда судья вернулась, то вынесла определение о том, что якобы мы не приложили доверенность представителя, то есть меня, к этому заявлению. Но эта доверенность на данном этапе и не требовалась, поскольку на заявлении были личные подписи истцов. Тем не менее, нам должны были вернуть документы для исправления недостатков. Однако в установленный срок мы их не получили, и через месяц, когда срок, отпущенный на исправление, истек, документы нам вернули вместе с исковым заявлением. Мы, конечно, с этим не согласились и решение обжаловали. Документы направили снова в Москву, но по пути они «потерялись». По информации Почты России, до Москвы они дошли, но в суд не поступили. Мы подали в розыск, и почтовое отправление нашлось. 29 сентября (примечательная дата - день взрыва на «Маяке») райсуд решал, отправлять ли «просроченное» дело в Мосгорсуд. Независимо от принятия решения теперь уже мы подали в Мосгорсуд жалобу на отказ Замоскворецкого суда рассмотреть наш иск по существу, то есть о строительстве охранных сооружений. Мы рассчитываем получить информацию об этом в ноябре. Надеемся, что Мосгорсуд посчитает незаконным возврат нашего иска по формальной причине - отсутствии доверенности представителя.
Надежда Кутепова не без оснований уверена, что рассмотрение иска перейдет и на следующий год. А то и дальше.
Справка
С 1949 по 1956 год в Течу, являющуюся частью речной системы Исеть-Тобол-Иртыш-Обь официально было сброшено 2,75 миллиона кюри радиоактивных отходов. После аварии на ПО «Маяк» реку вывели из видов пользования, а позже для предотвращения дальнейшего загрязнения речной системы был создан каскад непроточных водоемов-накопителей. Власти запретили местным жителям использовать воду и водить туда скот. Вдоль реки установили столбы с проволокой и поставили предупреждающие знаки. Однако справиться с привычкой для местных жителей оказалось сложной задачей. Несмотря на устрашающие знаки, люди продолжали купаться в загрязненной Тече, водить коров на водопой. По мнению специалистов, очистить реку не предоставляется возможным. Все радиоактивные вещества накапливаются в донных отложениях, и избавиться от них крайне сложно.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве