Генплан - не повод рубить бор
Дискуссию между дорожниками и защитниками леса теперь модерирует главный федеральный инспектор.
Сегодня в Главном управлении архитектуры и градостроительства (ГУАГ) администрации Челябинска прошло мероприятие со скучным названием, но очень большим смыслом.
«Рабочая встреча по проблемам комплексного учета проблем развития дорожной сети г. Челябинска» стала, по сути, первой попыткой предметного диалога между властями города и представителями науки и общественности по вопросу прокладки трассы в районе городского бора. Особое значение мероприятию придал тот факт, что инициатором его стал главный федеральный инспектор по Челябинской области Андрей Андриянов.
Начальник ГУАГ Дмитрий Градобоев рассказал, откуда «ноги растут» у идеи проложить трассу в районе памятника природы «Челябинский городской бор». Оказывается, примерные контуры возможных магистралей через лесопарковую зону были намечены еще в генплане развития Челябинска, принятом в аж в 1947 году. В следующих генпланах (1967 и 2003 годов) «преемственность» была не просто сохранена, но дорог через бор становилось все больше. К примеру, одна из магистралей должна была пройти от моста у родничка, далее по просеке ЛЭП выйти на улицу Лесопарковую, после улицы Худякова снова углубиться в лесной массив и выйти к кольцу в районе мебельной фабрики. Сами представители городских властей признались на встрече, что даже опасались предлагать челябинцам такой план, поскольку его реализация означала бы массовую вырубку леса.
По словам Д. Градобоева, идея губернатора Михаила Юревича проложить транспортный коридор по берегу Шершневского водохранилища была высказана как раз в качестве альтернативы массовым вырубкам леса.
Однако защитники Челябинского бора указывают, что и этот вариант не может быть оптимальным. Вырубка в меньших объемах, но будет. Кроме того, возникает масса вопросов, связанных Шершневским водохранилищем, являющимся источником питьевой воды, и рекреационной зоной Челябинска…
Генплан решает комплекс городских проблем, главная из которых сегодня - транспортная. Об этом говорил замглавы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. Хотя «системных пробок» в городе нет, мы не застрахованы от них в ближайшем будущем. Причем, как отметил чиновник, даже грамотный генплан 2003 года не смог дать верный прогноз количеству транспорта на 2010 год - предполагалось, что число машин будет 250 на тысячу человек, а в реальности оказалось - 340.
- Выводов по трассировке нет. Мы ее ищем. Разосланы письма В Нижнеобское бассейновое управление, в министерство радиационной и экологической безопасности региона, в Роспотребнадзор. Когда получим заключение, придем к какому-то решению и вынесем его на обсуждение, - описал порядок действий на будущее В. Алейников.
- Мы строим решения на основании транспортной проблемы. Однако ими проблемы города не исчерпываются, - возразил ему представитель общественности Александр Подопригора. - Дороги мы найдем, как построить, через десять лет выяснится, что есть новые технологии и возможности решить транспортную проблему. А бора, одной из главных челябинских ценностей, у нас к тому времени при сегодняшних подходах уже может и не быть…
А. Подопригора также обратил внимание на важность независимой (от местных властей или «генеральной линии») экспертизы, поэтому экспертный список должен быть, по его мнению, расширен.
Руководитель научно-образовательного центра «Развитие социально-экономических систем» кандидат экономических наук Сергей Гордеев заметил, что с 1967 года изменились сама эпоха и ценности. Теперь Челябинск - это не только город-завод. Более того, в перспективе наличие поистине уникального соснового бора практически в центре мегаполиса может стать вскоре серьезным конкурентным преимуществом.
Завершая дискуссию, Андрей Андриянов сказал, что транспортную проблему нужно решать, но даже столь серьезный документ, как генплан, должен нести главный смысл: улучшать жизнь людей. И жители региона должны чувствовать, что их мнение будет услышано. Подобные совместные дискуссии чиновников, ученых и представителей общественности - это вариант реагирования на проблемы и механизм поиска компромисса в решении резонансных вопросов. Главный федеральный инспектор по Челябинской области выразил готовность сделать практику таких встреч регулярной.