За небесной тишиной - в суд

За небесной тишиной - в суд

Областное управление МЧС начало выполнять поручение губернатора разобраться с полетами бомбардировщиков над Челябинском.

Уже более двух месяцев Челябинск буквально сотрясают нетипичные для него неурядицы: подземные толчки и нестерпимый шум в небе. Если причину первых пока точно установить не удалось, то со вторым проще - над городом плановые полеты совершают фронтовые бомбардировщики СУ-24. Военные обещали поменять маршрут полетов, но так и не сделали этого. Борьба за тишину между властью и Минобороны может дойти до суда.

Самолеты рассекают над городом днем и иногда ночью. Если мы их не видим, то слышим. От гула двигателей боевых летательных аппаратов у машин срабатывают сигнализации, а в окнах домов дрожат стекла. Грудные дети просыпаются и начинают орать, люди постарше хватаются за голову от боли. Областные власти живут в Челябинске, поэтому сами страдают от «шумного неба».

Откладывать решение проблемы не стали. В понедельник на аппаратном совещании первый заместитель губернатора Олег Грачев сообщил, что Михаил Юревич дал срочное поручение региональному управлению МЧС решить вопрос с непрекращающимися полетами СУ-24 над территорией Челябинска:

- Существующая ситуация может быть доведена до обращения в судебные инстанции.

МЧС срочно приступило к выполнению властного поручения.

- Телеграммы ушли в соответствующие структуры - ЧВВАКУШ, Минобороны и так далее, - комментирует ситуацию руководитель пресс-центра МЧС области Вячеслав Ладонкин. - Но мы не можем просто топнуть ногой, чтобы все прекратилось.

От более подробных комментариев в МЧС пока воздержались. Однако отметили, что Министерство обороны, отвечающее за организацию полетов, - большое и сложное ведомство. Решить проблему, скорее всего, будет не просто.

А вот в качестве жителя города Вячеслав Ладонкин согласился, что полеты крайне негативно отражаются на жизни Челябинска.

- Я живу в центре и ежедневно не только слышу, но и вижу летающие над самой головой истребители, - говорит Вячеслав Александрович. - Полеты слишком низкие, даже после того, как военные изменили высоту с 500 на 1000 метров. Город у нас большой, в нем проживают более миллиона человек, расположены важные объекты, полеты мешают всем. Эта проблема может решиться только на уровне государства.

Между тем, омбудсмен Алексей Севастьянов также готов использовать свой ресурс для влияния на военных. Борец за права человека собирается написать обращение в Министерство обороны и Генеральную прокуратуру. Первые должны дать подробное объяснение ситуации, а вторые провести проверку по факту нарушений военными закона.

По мнению господина Севастьянова, находящегося сейчас в Москве, от челябинцев поступает много жалоб на полеты, потому реагировать необходимо. Причина, по мнению омбудсмена, кроется в нежелании военных идти на контакт с другими органами в принятии тех или иных важных решений и попустительство контролирующих структур.

- В советское время такого не было, - рассуждает Алексей Севастьянов. - Все потому, что в то время подобные действия жестко контролировал Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Сейчас на город оседают тысячи тонн отработанного топлива – это крайне вредные выбросы. К примеру, когда в городе Жуковском (Московская область) увеличили количество полетов самолетов, то уровень онкозаболеваемости стал одним из самых высоких в России. У нас на Урале и без того экологическая ситуация не самая хорошая. Министерству обороны пора перестать быть такой крайне закрытой структурой, сейчас XXI век. Мы предлагаем им не с Америкой решения согласовывать, а россиянами.

К слову, представители региональной исполнительной власти уже общались с военными «о нашумевшем» в рамках недавней встречи заместителя министра обороны РФ Дмитрия Булгакова с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем. Тогда люди в погонах заверили губернатора, что план взлета и выхода на посадку бомбардировщиков и высота их полета будут изменены. И их действительно изменили, утверждают представители Минобороны.

- Летчики поменяли маршрут полетов, изменили высоту с 500 до 1000 метров, - говорит сотрудник ЧВВАКУШа Валерий Архименко. - Сейчас бомбардировщики летают тише. Но авиабаза 6980, с сентября дислоцирующаяся на нашем аэродроме, не может полностью прекратить полеты или составить маршрут таким образом, чтобы не летать над районами. В зону аэропорта «Челябинск» (Баландино) летать запрещено, так там производятся полеты судов гражданской авиации.

Если мирным путем решить вопрос не получится, власти намерены подавать на Минобороны иск в суд. Один раз области уже удалось выиграть процесс, правда, экономического характера: администрация Челябинска выиграла иск по уменьшению стоимости старого хозблока военного госпиталя. Постройка мешала строительству дорожной развязки на улице Российской, а оборонщики завышали ее стоимость.

Прецедентов, связанных с разбирательствами по гулу самолетов в России нет. А вот в Англии, Америке, Германии жители получают от военных серьезные компенсации за шум, который травмировал их или их животных.

Также сейчас Алексей Севастьянов уже отправил в Верховный суд иск к Минобороны о «ненадлежащем исполнении обязанностей» по расформированию Автомобильного училища. По мнению правозащитника, расформирование института произошло с нарушением прав курсантов и преподавателей.

VK31226318