Что случилось с челябинской Кировкой?
К пешеходной улице в центре Челябинска за 15 лет мы привыкли. С гордостью объясняем себе и гостям: «Это наш исторический центр, визитная карточка города, его украшение». И не всегда замечаем изменения, которые происходят с Кировкой.
Было время, когда Кировка действительно вызывала чувство гордости. Она была светлой, уютной, прозрачной. Каждое историческое здание просматривалось, негромко звучала музыка, не такой назойливой была реклама.
А теперь Кировка напоминает дом, в котором с годами накопилось много ненужных вещей. Пространство перегружено, киоски быстрого питания, обтянутые пластиковой тканью диких расцветок, стоят на каждом шагу. Рекламы катастрофически много. Она под ногами, на уровне глаз, высоко над головой. Все качается, шуршит-постукивает, разговаривает.
Только ступил на Кировку — и начинается. То пострелять зазывают («Эй, мужик, заходи!» или «Хватит стрелять глазками, лучше постреляй из оружия!»), то предложат кулаком пару раз ударить, чтобы силу свою измерить. Один говорящий силомер поставили в эпицентре культурной жизни Челябинска, рядом с памятником основателям города. Через дорогу — филармония, картинная галерея, краеведческий музей, академический театр оперы и балета. А хозяину силомера без разницы.
Сокуров виноват?
Недавно в Челябинске побывал режиссер с мировым именем Александр Сокуров. Отвечая на стандартный вопрос о Челябинске, который задают знаменитостям, он сказал:
– Я немного поездил по вашему городу и мне обидно, что он в таком состоянии. Я видел несколько домов, которые просто сокровище, а они стоят заколоченными, брошенными, не сегодня-завтра будет поджог, и они сгорят. Что это такое? Вам же жить в этом запущенном городе с безобразными фасадами…
Сказал искренне, не желая обидеть. Но из зала тут же получил отповедь: город зеленый, красивый, просто не то показывали, не там возили. Как не там? По Кировке Сокуров ходил, купеческие дома и нависший над ними 111-метровый «Челябинск-сити» видел, в районе педуниверситета, института культуры проезжал.
Что еще надо было показать, чтобы у гостя сложилось другое мнение? Что необычного в том, что знаменитый российский режиссер захотел увидеть цех белой металлургии, которым так гордятся трубопрокатчики? Посещение трубопрокатного завода — самый популярный гостевой маршрут Ленинского района. По нему проезжал даже президент Путин, и берег Смолино, который ему не понравился, привели в порядок в ту же ночь… В Ленинском, между прочим, живет много людей, которые любят свой район. Разве это не патриотично?
Кировка в плену
На пересечении улиц Коммуны и Кирова находится старинное здание — дом купца Валеева («Молодежная мода»). Это один из самых интересных памятников архитектуры начала XX века, выполненный в стиле модерн. Правда, со стороны улицы Коммуны его не разглядишь. Обзор закрывают стоящие «плечом к плечу» два киоска, каркас летнего кафе, занимающий почти всю ширину старинной улочки. И многометровая картонная (или фанерная?) стела на маленьких ножках, оклеенная рекламой хоккейной команды «Трактор» с красной кнопкой и не всегда работающим табло. Почему ее поставили среди памятников архитектуры – непонятно.
– Великолепная видовая перспектива, которая открывалась с улицы Коммуны, утратила ценность. С начала прошлого века ее доминантой являлся храм Александр Невского. Его было видно с улиц Пушкина, Советской, Цвиллинга. Если раскроем эту часть улицы, то увидим и храм, и замечательное завершение исторического квартала — современное здание магазина «Гостиный двор» с большим атримумом и элементами модерна архитектора Николая Ющенко, - говорит художник Сергей Черкашин.
На всех пересечениях пешеходной улицы должны открываться эффектные панорамы. Видовые точки позволяют воспринимать красоту пейзажа и архитектурные доминанты. Для туристов и горожан это важно.
Скрытый конструктивизм
Напротив дома купца Валеева появилась еще одна проблемная зона, где стоит главпочтамт. Здание в стиле конструктивизма построено в 1936 году. Это история, замечательный образец довоенной архитектуры, который до появления «Челябинск-сити» был доминантой Кировки. С Кировки сегодня видна только часть фасада здания. Главпочтамт зажат со всех сторон плотным кольцом «временных» торговых объектов, рекламных конструкций, щитов.
От варварских с точки зрения эстетики бизнес-проектов страдает и мемориальный бульвар Славы. Павильоны, стоящие по обе стороны монумента танкистам-добровольцам, уменьшили обзорную часть, которую сформировал вокруг себя памятник (часть улицы Коммуны и площади почтамта). А значит, его гармоничность и особую ауру.
Бизнес от прибыли не откажется
Летом – кафе. Зимой – зияющие проемы, деревянные настилы, оконные переплетения, захламляющие Кировку. Знакомясь с историческим центром, гости смотрят на это безобразие и не понимают.
Виктор Флах, бизнесмен из Германии:
– В Европе сезонные кафе есть в каждом городе. Их очень много. Но я не представляю, чтобы хозяин, не имея выручки, мог оставить на зиму каркас, помосты. Каждый владелец кафе понимает, что за аренду земли муниципалитету придется заплатить, скажем, 1000 евро вместо 200 за демонтаж. Это невыгодно. Если же демонтировать конструкции для бизнеса дорого, значит, невыполнение обязательств обходится дешевле.
Бизнес диктует безвкусицу и провинциальность. И даже здесь, на маленьком кусочке земли, хранящей историю старинного уездного города, никто этому не препятствует.
Пройдитесь по Кировке, приглядитесь внимательнее к ее нынешнему облику, состоянию, атмосфере. Критику принять трудно. Но именно критический взгляд на свой город может изменить не только его облик, но и судьбу.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве